Феномен «непрерывающийся диалог» во взаимодействии матери с ребенком раннего возраста с синдромом Дауна

701

Аннотация

Специалисты Института коррекционной педагогики РАО рассматривают качество взаимодействия ребенка с синдромом Дауна с матерью как основополагающий фактор включения малыша в социум. Изучаются специфика и индивидуальная вариативность взаимодействия матери и ребенка с синдромом Дауна второго и третьего года жизни. Подробно говорится о феномене «непрерывающегося диалога», который описан с помощью таких характеристик, как синхронность, взаимность, совместное изменение поведения, уравновешивание матери и младенца и др. Выявлены условия, которые позволяют сделать взаимодействие с ребенком наиболее полезным и эффективным.

Общая информация

Рубрика издания: Психология и педагогика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю. Феномен «непрерывающийся диалог» во взаимодействии матери с ребенком раннего возраста с синдромом Дауна // Синдром Дауна XXI век. 2011. № 2. С. 14–21.

Литература

  1. Айвазян Е. Б., Павлова А. В., Одинокова Г. Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 2. С. 61–67 ; № 3. С. 72–80.
  2. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. Москва. : МГППУ, 2003. 128 с.
  3. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 288 с.
  4. Пальмов О. И. Психическое развитие детей с синдромом Дауна в процессе раннего вмешательства : автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 25 с.
  5. Пантюхина Г. Л., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: 1979. 88 с.
  6. Поддерживаемое жизнеустройство человека с синдромом Дауна : материалы межрегионального межведомственного научно-практического семинара, г. Иваново, 16–17 марта 2010 г. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2010. 200 с.
  7. Современные подходы к болезни Дауна / под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда ; пер. с англ. под ред. М. Г. Блюминой. М. : Педагогика, 1991. 336 с.
  8. Хундейде К. Направляемый диалог // Программа ICDP для помощи родителям. СПб. : С.-Петерб. ин-т раннего вмешательства, 1999.118 с.
  9. Berger J., Cunningham C. The development of eye contact between mothers and normal versus Down`s syndrome infants // Development Рsychology. 1981.Vol. 17.
  10. Cicchetti D., Beeghly M. An organizational approach to the study of Down syndrome: contributions to an integrative theory of development // Children with Down syndrome. A developmental perspective / Ed. by D. Cicchetti, M. Beeghly. Cambridge, 1990.
  11. Edme R.N.,Brown С. Adaptation to the birth of Down syndrome infants // Journal of a Аmerican Аcademy for Сhild Рsychiatry. 1978. Vol. 17. P. 299–323.
  12. Fidler D. Emerging Down Syndrome Behavioral Phenotype in Early Childhood Implications for Practice // Infants & Young Children. 2005. Vol. 18, № 2. P. 73–170.
  13. Kumin L. Maximazing speech and language in children and adolescents with Down Syndrome // Down Syndrome: Visions for the 21st century / Eds. W. I. Cohen, L. Nadel, M. E. Madnick. N. Y., 2002. P. 407–418.
  14. Osofsky J. D., Connors K. Mother – infant interaction: an integrative view of a complex system // Handbook of infant development / Ed. By J. D. Osofsky. N. Y., 1979. P. 204–251.
  15. Pueschel S. M. A Parent`s Guide to Down Syndrome. Toward a Brighter Future. Baltimore, 2001. 338 p.
  16. The infant`s stimulus world during social interaction: a study of caregiver behaviours with particular reference to repetition and timing / D. N. Stern, B. Beebe, J. Jaffe, S. L. Bennett // Studies in mother – infant interaction / Ed. by H. R. Schaffer. London, 1977.

Информация об авторах

Айвазян Екатерина Борисовна, кандидат психологических наук, научный сотрудник Лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с проблемами в развитии Института коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия, e-mail: ajwaza@yandex.ru

Одинокова Галина Юрьевна, научный сотрудник лаборатории ранней помощи Института коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1198
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 701
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4