Представления современного российского подростка о значимых личностных качествах

1040

Аннотация

В статье изложены результаты исследования, целью которого было определить ядро значимых личностных характеристик, проследить возрастную динамику и влияние гендерных особенностей на изменение предпочтений личностных качеств подростков. При этом приведенные в статье данные основаны на результатах опроса 3056 учащихся московских общеобразовательных школ (50,8% составили девочки, 49,2% - мальчики, опрос проводился в 2009 г. среди учащихся 5-9-х классов основной школы). Полученная в ходе анкетирования эмпирика, обработанная с помощью анализа частотности характеристик, контент-анализа и факторного анализа, показывает, что для современных российских школьников наиболее важны те личностные характеристики, которые позволяют успешно реализовывать социальное взаимодействие; что существуют личностные качества, предпочтение которых наиболее ярко проявляет возрастные и гендерные различия; что выявлена особая ценностная ориентация подросткового сознания, которая направлена на проблематизацию сферы морально-нравственных отношений.

Общая информация

Ключевые слова: пубертатный период, полоролевое самоопределение, ценностные ориентации, значимые личностные характеристики, ведущая деятельность, анкетирование, факторный анализ

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Собкин В.С., Буреломова А.С., Смыслова М.М. Представления современного российского подростка о значимых личностных качествах // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 1. С. 44–55.

Полный текст

Постановка вопроса о значимых для подростка качествах личности требует учета тех возрастных изменений, которые происходят при переходе от младшего подросткового возраста к старшему. Особое значение приобретает пубертатный период, когда важную роль начинают играть процессы, связанные с полоролевым самоопределением. В этой связи в ходе изложения полученных материалов уделено особое внимание влиянию гендерных и возрастных факторов на изменение представлений подростков о наиболее значимых личностных качествах.

Заметим, что на специфику становления личностной позиции подростка, его мировоззрения и идентичности обращалось особое внимание в фундаментальных психологических исследованиях (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон,  Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).

С целью выявления значимых для подростков личностных характеристик респондентам задавался открытый вопрос в следующей формулировке: «Какие качества личности являются для тебя наиболее важными? (отметь не более пяти позиций)».

Большинство опрошенных (77,1%) ответили на данный вопрос, фиксируя различные качества, определяющие их представления о личностном идеале. Общее число полученных ответов составило 7339 разного рода определений. В результате первичного семантического анализа полученных данных было выделено 143 характеристики (с учётом синонимов), большая часть из них называлась неоднократно, что свидетельствует о высокой степени синонимии. Отметим, что число единичных упоминаний составило всего 12,6% от общего числа голосов и не учитывалось в ходе дальнейшего анализа. В табл. 1 приведено распределение тех личностных качеств, которые назывались респондентами наиболее часто.

Таблица 1

Частотность наиболее значимых личностных качеств (% от числа респондентов, ответивших на вопрос)

Личностные качества

Количество упоминаний

%

Доброта

1140

48,5

Честность

596

25,3

Ум

406

17,2

Уважение к другим

291

12,4

Понимание другого

271

11,5

Чувство юмора

270

11,5

Дружелюбие

214

9,1

Умение общаться

210

8,9

Красота

193

8,2

Оптимизм

173

7,3

Смелость

169

7,17

Отзывчивость

143

6,07

Здоровье

126

5,35

Преданность

122

5,18

Сила характера

121

5,13

Благовоспитанность

120

5,09

Самостоятельность

110

4,67

Ответственность

107

4,54

Верность

102

4,33

Независимость

95

4,03

Искренность

94

3,99

Щедрость

93

3,95

Эрудированность

88

3,73

Умение любить

85

3,61

Целеустремленность

79

3,35

Сила

71

3,01

Обращает на себя внимание явное доминирование в приведенном списке тех характеристик, которые позволяют успешно реализовывать социальное взаимодействие (доброта, честность, уважение к другим, понимание другого, чувство юмора, умение общаться и др.). На наш взгляд, это хорошо согласуется с общими особенностями подросткового возраста, поскольку именно в этот период ведущей деятельностью является общение.

Для дальнейшего структурного анализа названные учащимися личностные качества были сгруппированы в 13 содержательных блоков: «моральные качества», «толерантность», «когнитивные качества», «лидерские качества», «волевые качества», «коммуникативные качества», «физические качества», «внешние данные», «оптимизм», «романтичность», «нормативность», «благосостояние» и «эмоциональные качества». Значимость различных содержательных блоков в структуре ответов школьников-подростков представлена в табл. 2.

Таблица 2

Значимость выделенных содержательных блоков (% от общего числа голосов)

Название блока

Общее

Девочки

Мальчики

р =

Моральные качества

35,4

36,4

33,6

,008

Толерантность

12,3

14,1

9,8

,0000

Когнитивные качества

9,9

7,9

12,9

,0000

Лидерские качества

9,3

9,7

8,8

 

Волевые качества

8,5

8,4

8,7

 

Коммуникативные качества

8,3

8,4

8,0

 

Физические качества

3,5

2,2

5,4

,0000

Оптимизм

3,0

3,5

2,1

,009

Внешние данные

2,9

2,5

3,6

,006

Романтичность

2,6

3,0

2,0

,008

Нормативность

2,0

1,9

2,1

 

Благосостояние

1,5

1,4

1,7

 

Эмоциональные качества

0,8

0,5

1,3

,01

Приведенные в табл. 2 данные показывают, что блок, объединяющий моральные качества, является наиболее значимым, причем его значимость определяется не только частотой упоминания входящих в него характеристик, но и их семантическим разнообразием. Так, в него вошли доброта, честность, преданность, верность, справедливость, благородство, порядочность, самопожертвование, милосердие, мужество, патриотизм и др. Следующим по значимости является блок «толерантность», объединивший такие качества, как тактичность, деликатность, уважение к окружающим и др. На третьем по значимости месте оказался блок «когнитивные качества», в который вошли следующие характеристики личности: ум, эрудированность, сообразительность, любознательность, логика, креативность и др. Далее следует блок «лидерские качества», который задают лидерство,  популярность, успешность, самостоятельность, независимость, самоуверенность и др. Практически равное количество голосов набрали содержательные блоки «волевые качества» и «коммуникативные качества». К первому относятся целеустремленность, сила воли, самоконтроль и др. Во второй вошли дружелюбие, умение общаться, открытость, способность идти на компромисс и др. Остальные блоки менее значимы и объединяют внутри себя небольшое число соответствующих характеристик.

В целом приведенные в табл. 2 данные позволяют сделать вывод об особой ценностной ориентации подросткового сознания, которая направлена на проблематизацию сферы морально-нравственных отношений. В этой связи интерес представляет и высокая значимость характеристик, образующих второй крупный блок - «толерантность». На наш взгляд, это связано с целым комплексом личностных проблем самого подростка, которые переживаются им как ощущение непонимания и непринятия со стороны окружающих. Это объясняет высокую значимость толерантных характеристик в представлениях подростка об идеальной личности. Заметим, что проявление толерантности/интолерантности тесно связано с проблемой «мы - они» («свое - чужое»), которая предполагает личностное самоопределение, связанное с поиском собственной идентичности. Именно этот момент является одним из определяющих при характеристике подросткового возраста.

Обращаясь к табл. 2, важно также отметить гендерные различия в значимости тех или иных содержательных блоков. Так, девочки чаще мальчиков выбирают качества, входящие в блоки: «толерантность», «моральные качества», «романтичность» и «оптимизм». Различия значимы на уровне р ≤ 0.009. Мальчики же чаще называли личностные характеристики, входящие в блоки «когнитивные качества», «эмоциональные качества», «физические качества» и «внешние данные» (р ≤  0.01). Таким образом, в предпочтении мальчиками и девочками тех или иных личностных качеств проявляется явное влияние традиционных полоролевых образцов.

Особый интерес представляет вопрос о возрастной динамике изменений значимости личностных качеств. С этой целью обратимся к рассмотрению распределения различных характеристик в структуре наиболее весомого содержательного блока «моральные качества». Отметим, что входящие в этот блок характеристики назывались респондентами 2595 раз. Анализ материалов с учетом возрастной динамики показывает, что в структуре данного блока увеличивается значимость таких личностных характеристик, как честность, преданность и искренность (р ≤ 0.04). Противоположная же тенденция (снижение значимости) наблюдается относительно таких качеств, как доброта и смелость (р ≤ 0.001). Эти изменения отображены на рис. 1.

 

Рис. 1. Возрастная динамика упоминания личностных характеристик в структуре блока «моральные качества» (%)

На наш взгляд, приведённые на рис. 1 данные весьма показательны, поскольку фиксируют содержательные сдвиги в моральном сознании подростка. Так, например, явное снижение значимости такого качества, как доброта, и последовательное возрастание частоты фиксаций честности как важного для подростков личностного качества, по всей видимости, отражают весьма существенные изменения ценностных морально-этических координат. Суть подобного сдвига состоит в формировании особого морального кодекса, который лежит в основе произвольного поведения в системе социальных отношений. Следует подчеркнуть, что подобные изменения определяют не только самооценку, но и оценку своего ближайшего окружения: поведение другого оценивается не только относительно доминирования моральной нормы «добрый - злой», но и нормы «честный - лживый». Заметим, что многие конфликты подростка в ближайшем социальном окружении связаны именно с оценкой поведения другого в категориях «честный - лживый», «искренний – лицемерный», «преданный – вероломный».

Помимо изменений в системе моральных характеристик, весьма показательна также возрастная динамика значимости личностных качеств, входящих в когнитивный блок (см. рис. 2).

Рис. 2. Возрастная динамика упоминания личностных характеристик в структуре блока «когнитивные качества» (%)

Как видно из рис. 2, такая характеристика, как хорошая успеваемость, играет заметную роль в общей структуре личностных качеств, входящих в когнитивный блок среди школьников V–VII классов. Однако в более позднем возрасте (VIII и IX классы) хорошая успеваемость как значимая личностная характеристика учащимися вообще не отмечается. В то же время достаточно последовательно на протяжении всего обучения в основной школе увеличивается значимость эрудированности как важного качества личности. Добавим, что к девятому классу заметную роль начинает играть креативность. Таким образом, приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что к окончанию основной школы личностные характеристики, определяемые через успешное освоение норм учебной деятельности (в нашем случае - хорошая успеваемость), становятся для подростка  менее значимыми.

Итак, проведенный выше анализ показывает, что представления подростка о наиболее значимых для него личностных качествах зависят от гендерной принадлежности и существенно изменяются с возрастом. При этом особое значение имеет анализ взаимосвязей между различными блоками личностных качеств. В связи с этим полученный эмпирический материал был обработан с помощью факторного анализа, который позволил учесть влияние таких факторов, как пол и возраст, на изменение значимости личностных качеств.

Для этого была сформирована матрица первичных данных, где строки представляют ранее выделенные тринадцать содержательных блоков различных личностных качеств. Столбцы же задают ответы мальчиков и девочек разных возрастных групп (V–IX классов). Сформированная таким образом матрица «сырых» данных процентных распределений различных содержательных блоков относительно пола и возраста респондентов общей размерностью 13×10 (строки × столбцы) подвергалась дальнейшему факторному анализу методом Главных компонент с последующим вращением по критерию «Varimax» Кайзера.

В результате факторного анализа было выделено четыре фактора, описывающие 87,6% суммарной дисперсии.

Первый фактор F1 (вклад в суммарную дисперсию 28,3%): «позитивная жизненная направленность – эмоциональная саморегуляция»

Данный фактор имеет биполярную структуру:

- Оптимизм

- Романтичность

- Коммуникативные качества

,96

,93

,60

- Эмоциональные качества

- Волевые качества

- ,89

- ,55

 

Как можно заметить, существенной особенностью данного фактора является поляризация качеств. Так, на положительном полюсе группируются качества, связанные с открытостью и ориентацией на взаимодействие с другими людьми. На отрицательном же полюсе данного фактора расположены эмоциональные качества, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и самоконтроль. Таким образом, мы видим, что данный фактор задает оппозицию «позитивная жизненная направленность – эмоциональная саморегуляция».

Обратимся к анализу размещения по оси данного фактора мальчиков и девочек разных возрастных групп. На положительном полюсе фактора с высокими значениями сгруппировались девочки всех возрастов  (с наиболее высокими значениями – девочки шестых классов). На отрицательном же полюсе находятся мальчики. Таким образом, данный фактор включает личностные характеристики, относительно которых проявляются наибольшие гендерные различия в предпочтениях современных российских подростков. Так, девочки больше мальчиков ценят социальные качества – сенситивность, межличностную гармонию и общую направленность на общение. Мальчики же в большей степени сориентированы на характеристики, отвечающие за волевую и эмоциональную саморегуляцию (спокойствие, уравновешенность, ответственность, целеустремленность и др.).

Анализируя приведённые данные, важно обратить внимание на характерный, с нашей точки зрения, момент, касающийся гендерных различий. Так, при распределении школьников по полюсам данного фактора явно проявилось влияние особенностей гендерной социализации и ориентации подростков на заданные обществом  гендерные стереотипы поведения.

Второй фактор F2 (вклад в суммарную дисперсию 27,7%): «просоциальные качества – знания и умения»

Данный фактор имеет биполярную структуру:

- Толерантность

,82

- Лидерские

- Волевые качества

,80

,59

- Физические

- Когнитвные

- ,95

- ,86

При интерпретации данного биполярного фактора рассмотрим более детально его положительный и отрицательный полюса. Так, если обратиться к положительному полюсу, то здесь мы обнаруживаем качества, определяющие социальные установки лидерства. На отрицательном полюсе данного фактора находятся интеллектуальные (ум, эрудированность, хорошая успеваемость) и физические (сила, спортивность, ловкость и др.) характеристики личности.

Для понимания гендерных особенностей и возрастной динамики изменения значимости тех или иных качеств личности обратимся к анализу размещения по оси данного фактора мальчиков и девочек разных возрастных групп. На положительном полюсе данного фактора с высокими значениями сгруппировались девочки и мальчики старших классов основной школы. На отрицательном – девочки 5-х классов, а также мальчики с V по VII класс.

Сопоставление тех социально-ролевых стереотипов, значимость которых с возрастом снижается, с теми, значимость которых увеличивается, позволяет сделать вывод о том, что в процессе развития актуализируются ориентации, связанные с проявлением установок, направленных на самореализацию в области социального взаимодействия, явным проявлением которого является социальное лидерство. При этом стоит обратить внимание на то, что в нашем случае лидерство подразумевает проявление толерантных установок в общении, налаживание социального взаимодействия с позиции равного, сочувствующего и открытого субъекта общения. Если с возрастом увеличивается  значимость просоциальных качеств, то значимость тех установок, которые направлены на реализацию эффективной учебной деятельности, снижается. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в подростковом возрасте явно проявляется стремление к идеализации личностных качеств, которые отражают установки, связанные с общением. Этот результат можно соотнести с представлениями Д. Б. Эльконина [4] о возрастной периодизации психического развития ребенка, когда в период младшего школьного возраста (7-11 лет) ведущей деятельностью является обучение, но с переходом к подростковому возрасту  ведущей деятельностью становится общение.

Рассмотрев содержательные особенности положительного и отрицательного полюсов,  мы можем подойти к интерпретации фактора в целом. На наш взгляд, этот фактор принципиально поляризует две позиции: «ученическую» (ценностно - ориентированную на успешность в учебной деятельности, знания и умения) и «лидерскую», для которой актуальны просоциальная, так и волевая компоненты. 

Для понимания гендерных особенностей и возрастной динамики изменения значимости идеальных личностных качеств у подростков рассмотрим размещение школьников в пространстве факторов F1 («позитивная жизненная направленность – эмоциональная саморегуляция») и F2 («просоциальные качества – знания и умения») (см. рис. 3).

Рис. 3. Размещение мальчиков и девочек разных возрастных групп в пространстве факторов F1 («позитивная жизненная направленность – эмоциональная саморегуляция»)  и F2 («просоциальные качества – знания и умения»)

На наш взгляд, размещение школьников в пространстве факторов F1 и F2 в зависимости от их пола и возраста достаточно показательно. Так, девочки всех возрастов преимущественно разместились в квадранте I. Это свидетельствует о том, что для них характерна позитивная жизненная направленность, ориентация на социальное взаимодействие. Мальчики же расположились в квадрантах III и IV. Примечательно, что с возрастом происходит переориентация позиции мальчиков с индивидуалистической на коммуникативную, в которой особую роль играет интеллектуальный контакт. Отметим, что при общей просоциальной направленности в старшем школьном возрасте, мальчики и девочки демонстрируют разные стратегии социального взаимодействия. Так, девочки в большей степени сориентированы на установление взаимоотношений с позиции «толерантного лидера», тогда как мальчики предпочитают качества, связанные с личностным лидерством и контролем над ситуацией.

Третий фактор F3 (вклад в суммарную дисперсию 19,3%): «внешние ресурсы – внутренние ресурсы»

Данный фактор имеет биполярную структуру:

- благосостояние

,89

- внешние данные

,70

- моральные качества                                                 - ,67

- волевые качества                                                      - ,56

На наш взгляд, данный фактор весьма интересен по своей структуре. Для его интерпретации обратимся сначала к положительному полюсу. Так, мы видим, что этот полюс определяют качества, которые являются внешними характеристиками, обеспечивающими определённый социальный статус. Эти качества привнесены «извне», заданы родителями, природой (благосостояние, красота, стиль). Отрицательный же полюс фиксирует качества, относящиеся к морально-волевой сфере.

Для прояснения смысла данного фактора проанализируем особенности размещения по его оси мальчиков и девочек разных возрастных групп. На положительном полюсе данного фактора с высокими значениями сгруппировались девочки  и  мальчики седьмых классов. Интерпретируя данные результаты, обратимся к позиции И.С. Кона: «подростковое чувство взрослости — главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него» [3, с. 174]. Согласно автору, данный переход происходит в возрасте 13-14 лет, сопровождаясь началом так называемой стадии «ранней юности». При этом мы можем отметить ценностную переориентацию школьников на рубеже VIII—IX классов. Так, на отрицательном полюсе данного фактора с наибольшими значениями оказались учащиеся старшего школьного возраста, которые большее внимание уделяют волевым и моральным качествам. Стоит также отметить, что у девочек эта переориентация происходит немного раньше, чем у мальчиков. Эти данные ярко иллюстрируют особенности логики взросления, выявляя конфликт, связанный с процессом взросления, когда на определенном этапе внешние характеристики становятся все менее значимыми, и им на смену приходят личностные и морально-нравственные ценности.

Рассмотрим размещение мальчиков и девочек разных возрастных групп в пространстве факторов F2 («просоциальные качества – знания и умения») и F 3 («внешние ресурсы – внутренние ресурсы») (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Размещение мальчиков и девочек разных возрастных групп в пространстве факторов F2 («просоциальные качества – знания и умения») и F3 («внешние ресурсы – внутренние ресурсы»)

Представленные на рис. 4 данные показывают, что в младшем подростковом возрасте у школьников обнаруживается наибольшая значимость качеств, характеризующих их как субъектов учебной деятельности.  При переходе от младшего подросткового возраста к старшему происходит существенное изменение ценностных ориентаций подростка, когда на смену образовательных установок приходят социально-статусные и наибольшую значимость начинают приобретать внешняя привлекательность и материальное благополучие.  К старшему же подростковому возрасту значимость качеств, позволяющих обеспечить эффективное социальное взаимодействие в целом не меняется, но повышается важность внутренних личностных ресурсов подростка. Так, можно предположить, что динамика изменения представлений о значимости личностных характеристик связана с тем фактом, что общение теперь основывается на особых моральных принципах, которые, в свою очередь, требуют наличия соответствующих личностных качеств.

Четвёртый фактор F4 (вклад в суммарную дисперсию 12,3%): «нормативность»

Этот униполярный фактор является достаточно простым по своей структуре и включает в себя только блок «нормативность». К нему относятся такие характеристики, как воспитанность, интеллигентность, хорошее поведение  и др. Обратимся к анализу размещения по оси данного фактора мальчиков и девочек разных возрастных групп. В данном факторе с высокими значениями сгруппировались девочки и мальчики раннего пубертатного возраста (5-6 класс).  На наш взгляд, данное обстоятельство объясняется тем, что в этот период все больше актуализируется потребность в общении, которое требует, в том числе особых морально-нравственных установок. На данном этапе они проявляются как стремление к соответствию нормам поведения и предваряют дальнейшее развитие и дифференциацию морального сознания подростка.

***

Завершая статью, обозначим основные моменты, которые связаны с полученными в ходе исследования результатами.

Во-первых, важно отметить значимость для школьников тех личностных характеристик, которые позволяют успешно реализовывать социальное взаимодействие, что согласуется с общими особенностями подросткового возраста, когда  ведущей деятельностью является общение, а обучение отходит на второй план.

Во-вторых, мы выявили наличие определенных личностных качеств, предпочтение которых наиболее ярко проявляет возрастные и гендерные различия и зависит от традиционных полоролевых образцов, диктуемых российским обществом.

В-третьих, обращает на себя внимание особая ценностная ориентация подросткового сознания, которая направлена на проблематизацию сферы морально-нравственных отношений, тогда как личностные характеристики, определяемые через успешное освоение норм учебной деятельности (в нашем случае - хорошая успеваемость), становятся для подростка все менее значимыми.

Намечая перспективы дальнейшего исследования, можно предположить, что динамика представлений о значимости личностных характеристик связана со структурными изменениями и в микросоциальной среде подростка.

Другой ракурс рассмотрения проблемы взросления предполагает обращение к школе как социальному институту, где содержание личностных образцов задается определенными общественно- значимыми моделями поведения. В данном случае особый интерес представляет видение подростком тех приоритетных целевых задач по формированию личности, которые стоят перед школой.

И наконец, очевидно, что общий социокультурный контекст оказывает существенное влияние на становление личности современного российского подростка. В этой связи крайне важно определить те сферы (политика, СМИ, наука, искусство и др.), которые являются в этом плане наиболее значимыми. Подобный анализ позволяет оценить тот «культурный горизонт», которым подросток определяет перспективы своего личностного развития.

Литература

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Пси­хологическое исследование). М., 1968
  2. Выготский Л. С. Педология подростка // Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984
  3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1989.
  4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.— М., 1989.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Буреломова Анастасия Сергеевна, младший научный сотрудник Института социологии образования РАО, Москва, Россия

Смыслова Мария Михайловна, Ведущий аналитик, Лаборатория социологических исследований в образовании Центра развития образования, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4114-5316, e-mail: smyslovamaria@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5273
В прошлом месяце: 129
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1040
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0