Социально-психологическая проблематика на Х межвузовской конференции «Молодые ученые — нашей новой школе»

409

Аннотация

В настоящем материале представлен краткий содержательный отчет о работе направления «Социально-психологические проблемы образования: актуальные вопросы теории и практики» в рамках Х Юбилейной научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. При этом данное направление работы включало, во-первых, секционный блок научных сообщений и их дискуссионного обсуждения на тему «Социально-психологические проблемы образования и социализации молодежи в современных условиях», а во-вторых, мастер-класс «Профессиональная компетентность психолога-практика: социально-психологический аспект».

Общая информация

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: Кондратьев М.Ю., Мешкова Н.В. Социально-психологическая проблематика на Х межвузовской конференции «Молодые ученые — нашей новой школе» // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 3. С. 126–130.

Полный текст

21 апреля 2011 г. под эгидой Департа­мента образования г. Москвы на базе Мос­ковского городского психолого-педагоги­ческого университета прошла Х Юбилей­ная научно-практическая межвузовская конференция молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образова­ния городского подчинения. Конференцию предваряла общая лекция профессора Рим­ского университета С. Виджетти «Пробле­мы подготовки молодых специалистов к групповой работе в традиции Л. С. Выгот­ского, А. С. Макаренко», содержание кото­рой было посвящено описанию базовых принципов и алгоритмов подготовки моло­дых специалистов, прежде всего психоло­гов-практиков, эффективность чьей даль­нейшей профессиональной деятельности в определяющей степени зависит от их спо­собности к организации групповой работы. По ходу лекции профессор С. Виджетти бо­лее чем доказательно продемонстрировала, что наиболее продуктивно и профессио­нально молодые специалисты подобного рода групповую работу могут организовы­вать и реализовывать именно тогда, ког­да опираются на имеющие практически ми­ровое звучание и значение традиции Л. С. Выготского и А. С. Макаренко.

Оценивая в целом Х Юбилейную науч­но-практическую конференцию «Моло­дые ученые — нашей новой школе», следу­ет отметить ее психологическую полина­правленность и многопрофильность. С этой точки зрения достаточно подчерк­нуть, что и по форме профессионального взаимодействия, и по содержанию реали­зованных направлений докладов, сообще­ний и дискуссий обсуждаемая конферен­ция, оставаясь единым и целостным науч­но-практическим мероприятием, была удивительно многоплановой. Так, в ее рамках помимо уже упомянутой выше об­щей лекции, участники смогли ознако­миться с докладами и сообщениями на различных секционных заседаниях («Пси­хология детства», «Информационные тех­нологии в психологии и педагогике», «Юридическая психология и образова­ние», «Культурно-историческая психоло­гия и образование», «Клиническая и спе­циальная психология», «Психолого-уп­равленческие и организационные пробле­мы менеджмента», «Технология обучения студентов с нарушениями зрения», «Кон­сультативная психология», «Проблемы лингводидактики в межкультурной ком­муникации», «Социально-психологичес­кие проблемы образования и социализа­ции молодежи в современных условиях»), пройти развернутый практикоориентиро­ванный мастер-класс («Профессиональ­ная компетентность психолога-практика: социально-психологический аспект»), по­бывать на постер-сессиях, посвященных проблематике практически всех направле­ний конференции, содержательно подис­кутировать в рамках работы специально организованных круглых столов («Орга­низация работы с молодежью», «Консуль­тативная психология», «Психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и обеспечение деятельности специалистов опасных профессий», «Пси­хология детства», «Социальная педагоги­ка: актуальные социально-педагогические проблемы столичного образования»).

Понятно, что в логике профессиональ­но-научной направленности этого журнала первостепенную значимость приобретает такое вполне самоценное направление в рамках данной конференции, как «Соци­ально-психологические проблемы образо­вания: актуальные вопросы теории и прак­тики». Его содержательными составляю­щими явились секция «Социально-психо­логические проблемы образования и соци­ализации молодежи в современных усло­виях» (соруководители — М. Ю. Кондра­тьев, Н. Н. Толстых, О. Б. Крушельницкая, А. В. Погодина, О. Е. Хухлаев) и мастер­класс «Профессиональная компетентность психолога-практика: социально-психоло­гический аспект» (соруководители — Ю. М. Кондратьев, Н. А. Хаймовская).

Что касается секционного заседания, то все озвученные на нем сообщения и дискуссии по поводу обсуждаемой про­блематики были посвящены результатам теоретических и экспериментальных со­циально-психологических исследований, касающихся наиболее актуальных про­блем современного образования. Были рассмотрены различные аспекты теоре­тического и практического, группового и личностного развития учащихся, в том числе и в условиях современной поли­культурной среды. Обсуждены эмпири­ческие и экспериментальные данные, по­лученные при изучении социально-пси­хологических закономерностей развития деятельности и межличностных отноше­ний субъектов образовательного процес­са в условиях учебно-воспитательных учреждений разного типа и профиля.

В ходе работы данной секции были заслушаны и обсуждены следующие на­учные сообщения:

П. С. Александров. К вопросу о соци­ально-психологических факторах, обес­печивающих субъективное переживание безопасности образовательной среды учащимися различных возрастов.

Н. А. Байковская. Особенности содер­жания социализации в младшем школь­ном возрасте.

О. В. Васькова. К вопросу о взаимо­связи социальной идентичности и стату­са индивида в малой группе.

А. В. Квитчастый. Взаимосвязь меж­ду развитием социального интеллекта у старших школьников и их представле­ниями о качестве жизни.

А. М. Ковешникова, М. Ю. Старцев. Проект профилактики девиантного по­ведения несовершеннолетних в услови­ях города Нижневартовска.

Е. А. Косенкова. Особенности взаим­ного восприятия учащимися гимназиче­ского и общеобразовательного классов друг друга.

В. Д. Кутейникова. Исследование ценностных ориентаций в подростковых ученических группах.

Н. М. Латыпова. Взаимосвязь про­фессиональной направленности и ин­тенсивности отношения к природе и эко­логическим проблемам.

А. К. Пащенко. Освоение групповых норм младшими школьниками.

Р. Е. Прохоров. Влияние современной школьной среды на эмоциональное со­стояние обучающихся.

М. А. Хайт. Этническая идентич­ность в контексте социализации совре­менной молодежи: заданность предками или осознанный выбор?

В работе секции приняли участие мо­лодые ученые, аспиранты и студенты из Москвы, Волгограда, Нижневартовска, Саратова, Пскова, ряда городов Москов­ской области.

На наш взгляд, наиболее с научно­практической точки зрения значимыми и при этом вызвавшими особенно ожив­ленную и острую дискуссию оказались следующие из вышеперечисленных про­блемных сообщений.

Сообщение П. С. Александрова (Москва) «К вопросу о социально-пси­хологических факторах, обеспечиваю­щих субъективное переживание безопас­ности образовательной среды учащими­ся различных возрастов» было посвяще­но крайне актуальной проблеме субъек­тивного переживания учащимися безо­пасности образовательной среды, что на­прямую связано с решением ключевых задач, заложенных в последней редак­ции 2011 г. закона РФ «Об образова­нии». Принципиально важной здесь яв­ляется идея П. С. Александрова о том, что в определяющей степени субъектив­ная оценка учащимися степени безопас­ности образовательной среды зависит от успешности решения ими адекватных конкретному возрасту социально-психо­логических проблем и, прежде всего, до­стижения благоприятных взаимоотно­шений со значимым окружением. Так, отмечается, что: а) субъективные пере­живания безопасности образовательной среды в младшем школьном возрасте главным образом зависят от характера взаимоотношений ребенка с учителем и другими значимыми взрослыми; б) субъективные переживания безопас­ности образовательной среды в подрост­ковом возрасте зависят от характера вза­имоотношений преимущественно с од­ноклассниками и другими сверстника­ми; в) субъективные переживания безо­пасности образовательной среды в ран­ней юности зависят в основном от соци­ализационных возможностей конкрет­ного образовательного учреждения.

Сообщение А. М. Ковешниковой и М. Ю. Старцева (Нижневартовск) «Проект профилактики девиантного поведения не­совершеннолетних в условиях города Ни­жневартовска» носило отчетливо выражен­ный научно-прикладной характер. По сути дела, вниманию участников конференции была предложена конкретная профилакти­ко-коррекционная программа, ориентиро­ванная на оптимизацию социальной ситуа­ции в достаточно большом городе. Доклад­чики ознакомили участников секции с ос­новными задачами этой программы. Ими являются: а) выработка модели функцио­нирования студенческого научно-практи­ческого Центра, объединяющего в себе сту­денческое сообщество вузов г. Нижневар­товска; б) создание условий для комплекс­ной реализации программ профилактики девиантного поведения несовершеннолет­них; в) разработка и реализация программ профилактики девиантного поведения не­совершеннолетних с учетом психовозраст­ных особенностей последних; г) организа­ция взаимодействия с учреждениями раз­личного типа, вида и профиля по реализа­ции этих программ; д) осуществление про­гноза возможных перспектив и описание «рисков» реализации проекта. Кроме того, были определены последовательность и со­держательное насыщение основных необ­ходимых этапов осуществления проекта: первый этап — подготовительный, подразу­мевающий создание условий для реализа­ции проекта через анализ возможностей осуществления его цели и задач, подготов­ку нормативно-правовой базы деятельнос­ти в рамках его реализации, создание орга­низационной структуры управления рабо­той и проведение внутренней экспертизы готовности к реализации цели и задач про­екта; второй этап — основной, на котором создается механизм профилактики и пре­дупреждения девиантного поведения несо­вершеннолетних усилиями студенческого сообщества г. Нижневартовска; третий этап — этап стабильного функционирова­ния студенческого научно-практического Центра и определения ключевых перспек­тив его дальнейшего развития.

Как уже было указано выше, помимо секционного заседания, в рамках на­правления «Социально-психологичес­кие проблемы образования: актуальные вопросы теории и практики» доцентами МГППУ кандидатами психологических наук Ю. М. Кондратьевым и Н. А. Хай­мовской был проведен мастер-класс «Профессиональная компетентность психолога-практика: социально-психо­логический аспект». Слушатели были ознакомлены с социально-психологиче­ским наполнением таких принципиаль­но значимых для любого психолога-пра­тика компетенций, как диагностическая оценка потребностей в психологической деятельности учреждения/организации; рефлексия и оценка психологической деятельности; межличностное общение и сотрудничество; владение специаль­ной терминологией, логика, речь, фор­мулирование рекомендаций; соблюде­ние правовых и этических принципов профессиональной деятельности. Кроме того, в рамках мастер-класса соведущие, используя комплекс проблемно-профес­сиональных ситуаций и задач, с которы­ми в своей деятельности социальный психолог-практик сталкивается более чем регулярно, продемонстрировали це­лый набор практических техник и при­емов, позволяющих решать в условиях образовательных учреждений разных типов и профилей свои профессиональ­ные задачи.

В целом Х Юбилейная конференция «Молодые ученые — нашей новой шко­ле» и успешно осуществленное в ее рам­ках социально-психологическое направ­ление, в частности, выступили в качест­ве отличной школы профессиональной самостоятельности и инициативности и одновременно площадкой наработки на­выков и умений профессионального вза­имодействия молодых ученых и москов­ского студенчества.

М. Ю. Кондратьев, доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАН,
декан факультета социальной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета

Н. В. Мешкова, кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник
Московского городского психолого­педагогического университета,
доцент Московского государственного университета технологий и управления

Информация об авторах

Кондратьев Михаил Юрьевич, доктор психологических наук, профессор, Декан факультета социальной психологии (1998-2013), ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент Российской академии образования, Москва, Россия

Мешкова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3965-9382, e-mail: nmeshkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2292
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 409
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0