Социальная психология и общество
2017. Том 8. № 2. С. 160–163
doi:10.17759/sps.2017080212
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Международная научно-практическая конференция «Психология дорожного движения: вопросы теории и практики»
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная жизнь
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080212
Для цитаты: Кочетова Т.В. Международная научно-практическая конференция «Психология дорожного движения: вопросы теории и практики» // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 160–163. DOI: 10.17759/sps.2017080212
Полный текст
Международная конференция «Психология дорожного движения: вопросы теории и практики», которая проходила 26 мая 2017 г. в Москве, была организована в рамках XIII рабочей встречи интернационального сообщества психологов дорожного движения — Traffic Psychology International (TPI). Конференция была посвящена основным направлениям, прежде всего, практической деятельности дорожных психологов, работающих в странах Европы и накопивших богатый опыт в обеспечении дорожной безопасности.
Основными организаторами конференции являлись: интернациональное сообщество психологов дорожного движения ЕС (TPI http://traffic-psychology- international.eu), немецкого сообщества дорожных психологов (DGVP http:// www.dgvp-verkehrspsychologie.de) со стороны Евросоюза и факультет социальной психологии МГППУ (http:// www.so.mgppu.ru), который выступал в качестве принимающей стороны.
Основной целью конференции стало подробное освещение психологических аспектов безопасности дорожного движения, а также деятельности психологов, направленной на снижение уровня дорожно-транспортного травматизма. Так, ключевыми вопросами конференции стали: 1) знакомство с опытом ведущих зарубежных экспертов-практиков в области психологии дорожного движения; 2) знакомство с эффективными практиками в работе с различными типами правонарушений в дорожно-транспортной среде; 3) вопросы психологической диагностики и оценки пригодности водителей; 4) консолидация отечественных специалистов, работающих в направлении обеспечения безопасности дорожного движения.
В конференции приняли участие как психологи-практики из 10 стран: Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Нидерландов, Португалии, России, Словакии, Чехии, Эстонии, так и российские специалисты государственных и коммерческих структур, работающие в сфере дорожной безопасности. Стоит отдельно подчеркнуть, что среди участников были представители психологических факультетов вузов страны БелГУ, ВШЭ, МПГУ, МГППУ, представители 11 регионов России — всего 154 участника, включая представителей прессы.
Пленарное заседание включало в себя две части: 1) доклады-презентации российских специалистов и 2) презентации зарубежных участников — международных экспертов в области психологии дорожного движения.
Кирилл Баканов (помощник по правовой работе Научно-исследовательского центра Безопасности Дорожного Движения МВД России) в своем сообщении выделил основные тенденции профилактики и пресечения управления транспортным средством (ТС) в состоянии опьянения, подчеркнув, какую важную роль должны играть комплексные профилактические меры в данном направлении. Генеральный директор ООО «ДТП-Нет» — Татьяна Бибикова — рассказала об уникальном опыте внедрения системы “How is my driving?” в России, уделив особое внимание характеристике структуры выявляемых нарушений правил дорожного движения и реальной работе с нарушителями в автопарках.
Маргарита Плотникова — координатор международного проекта «Автотрезвость» (ПЛОМБ МАДИ) — поделилась опытом создания системы профилактики нетрезвого вождения в России через введение нового модуля в программу автошкол.
Продолжил тему профилактики управления транспортным средством в состоянии опьянения Александр Бурцев (старший научный сотрудник Национального научного центра наркологии — филиала ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский
центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России).
И, наконец, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма были освещены в выступлениях Елены Борисенко (сотрудницы Экспертного центра «Движение без опасности») и Светланы Шевченко — директора направления образовательных проектов и программ компании «Искусство тренинга», которая рассказала об образовательном проекте компании Хендэ Мотор СНГ.
Большой интерес вызвали презентации зарубежных участников конференции, представленные во второй части пленарного заседания, которое с приветственным словом открыла Д-р Карин Мюллер — руководитель отдела «Человек и здоровье» компании «ДЕКРА Аутомобиль ГмбХ» (Германия). Она рассказала о целях и задачах интернационального сообщества дорожных психологов Европы, отметив, что данная рабочая встреча вышла за пределы стран Евросоюза и проходит в России.
Далее последовала серия докладов о роли и месте психологии в обеспечении безопасности дорожного движения в разных странах. Так, со своими презентациями выступили:
Д-р Дон Милтон Де Вол — руководитель института транспортной безопасности в компании «ТЮВ Тюринген Фарцойг ГмбХ & Ко. КГ» (Германия); Дэвид Эдвард Кранделл — профессор психологии Университета Ноттингем Трент (Великобритания); Сюзанна Бенцс — ведущий психолог Департамента психологического тестирования водителей Министерства национального развития (Венгрия); Гуннар Мейнхард — руководитель Эстонского центра развития поведения водителей (Эстония); Хельмут Вернер Парис — психолог-консультант по безопасному дорожному движению Фламандского министерства транспорта и общественной деятельности (Бельгия); Кэрол Кляйнманн — ведущий психолог психологического центра «Салвус с.р.о» (Словакия); Мария де Фатима Перейра да Силва — ассоциированный профессор Высшей школы образования Политехнического института города Коимбра (Португалия); Иоаннес Антониус Маринус Мария Виссерс — старший консультант по мобильности и поведению консалтинговой компании «Ройял Хаскониг Ди Эйч Ви» (Нидерланды); Петр Замечник — ведущий психолог Центра исследований в сфере транспорта (Чехия).
Основные материалы второй части пленарного заседания о роли психологии в обеспечении безопасности дорожного движения опубликованы на сайте TPI.
После перерыва работа конференции была продолжена на секциях — дискуссионных площадках:
1) Вопросы профилактики вождения в нетрезвом виде и превентивной работы с нарушителями / Alcohol offenders: assessment and rehabilitation. Ведущие модераторы — Don De Vol (Германия) и Маргарита Плотникова (Россия);
2) Вопросы профилактики и превентивной работы с водителями-нарушителями/ Non-alcohol (or drug) offenders: assessment and rehabilitation. Ведущие модераторы — Thomas Wagner (Германия) и Алексей Кузнецов (Россия);
3) Обучение и тренинги в области дорожной безопасности / Education and training in traffic safety. Ведущие модераторы — Jan Vissers (Нидерданды) и Татьяна Арчакова (Россия);
4)Вопросы в области психологического тестирования и оценка психологической надежности водителя / Fitness to drive (testing and assessment of psychological fitness to drive. Ведущие модераторы — Fatima Pereira da Silva (Португалия) и Виктор Ермолаев (Россия);
5) Вопросы мотивации и эмоциональных состояний водителя/ Motives — emotions while driving. Ведущие модераторы — Matus Sucha (Чехия) и Максим Харченко (Россия).
В целом работа дискуссионных площадок была настолько плодотворной и интересной, что участники не хотели расходиться и продолжали обсуждение вопросов, связанных с профилактикой вождения в нетрезвом виде, обучением водителей, оценки психологической пригодности к управлению транспортным средством и др. даже после окончание работы секций.
Основные материалы презентаций зарубежных коллег можно найти на сайте TPI, а сообщения российских коллег (включая материалы электронного сборника конференции) на портале психологических новостей http://psypress.ru/
Подводя итог, можно уверенно констатировать: настоящая конференция создала предпосылки и позволила наметить определенные шаги для развития практической психологии дорожного движения в России, а также начать поиск новых решений важнейшей государственной задачи — обеспечении безопасности на дорогах и снижения дорожно-транспортного травматизма.
Хочется надеяться, что она послужит импульсом для консолидации отечественных психологов, интересующихся данной проблематикой.
От себя лично хочу добавить, что развитие в России практик превентивной работы в области психологии дорожного движения являлось замыслом и последним «проектом» М.Ю. Кондратьева, которому и принадлежала идея организации международной конференции, освещающей, прежде всего, практическую деятельность психологов по предотвращению нарушений в дорожно-транспортной среде.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1648
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 683
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0