Социальная психология и общество
2019. Том 10. № 2. С. 189–195
doi:10.17759/sps.2019100215
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Ментальность поколений: научный миф или реальность? Рецензия на монографию В.И. Пищик «Ментальность поколений в текучей современности». М.: ИНФРА-М, 2018. 149 с.
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ментальность, поколения, конструкционистский подход, современное общество, текучая современность, неопределенность, конспиративистская ментальность, кросс-культурное исследование
Рубрика издания: Критика и библиография
Тип материала: рецензия
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100215
Для цитаты: Постникова М.И. Ментальность поколений: научный миф или реальность? Рецензия на монографию В.И. Пищик «Ментальность поколений в текучей современности». М.: ИНФРА-М, 2018. 149 с. // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 189–195. DOI: 10.17759/sps.2019100215
Полный текст
Монография В.И. Пищик посвящена проблеме поколений. Уже само название книги с некоторым налетом провокативности привлекает внимание читателя, имеющего очень широкий диапазон интересов, в том числе и научных. Во-первых, книга будет интересна социальным психологам, так как вносит существенный вклад в понимание поколений как больших социальных групп. А также позволяет по-новому, в рамках иного методологического подхода, с позиции конструкционизма посмотреть на проблему ментальности.
Во-вторых, в современном российском обществе очень высок интерес к проблеме поколений и отношений между ними. Это, в частности, связано с трагическими событиями в истории страны в XX столетии, которые во многих семьях усложнили поколенческую преемственность, а в некоторых — и вовсе привели к прерыванию поколенческих связей. Стиль изложения рассматриваемой монографии, несмотря на соответствие всем канонам научности, позволяет значительно расширить читательскую аудиторию. И наконец, книга, безусловно, привлечет внимание исследователей, занимающихся поколенческой проблематикой в самых разных областях научного знания.
Проблема поколений приковывает внимание исследователей не одно столетие, а точнее — тысячелетие. Философы древности уже задумывались о роли поколений в понимании и развитии человеческой цивилизации. В частности, Платон сформулировал идеи о поколенческой организации общества. Эти идеи впоследствии развивались в работах философов, этнографов, демографов, культурологов, экономистов и т.д. Многовековой интерес к проблеме поколений позволил ученым еще в девятнадцатом столетии очень четко сформулировать значимость этой проблемы для развития человеческой цивилизации, подчеркивая, что отношения между поколениями — основной показатель «очеловечения», гуманизации общественных отношений, и что человеческое общество существует и развивается благодаря таким отношениям (Дж.Ст. Милль, Л. Фейербах и др.). Эти идеи определили вектор развития проблемы в научном знании по настоящее время. Непреходящий научный интерес представителей разных областей научного знания свидетельствует о ее междисциплинарности и одновременно подчеркивает ее значимость и все возрастающую актуальность.
Современное общество в лице ведущих международных организаций (ЕЭС, ООН, ЮНЕСКО и др.) формулирует запрос на необходимость изучения проблемы поколений и требование их учета при формировании государственной политики. Анализ документов ООН свидетельствует о включении отношений между поколениями в число пятнадцати глобальных проблем современности. ЮНЕСКО содействует реализации программ, направленных на развитие диалога между поколениями в международном масштабе. На международных форумах, проходящих под эгидой этих организаций, приняты программы по поколенческой тематике, которые определяют содержание и векторы развития государственной социальной политики в разных странах по реализации основных положений программных документов международных организаций.
Психологическая наука чутко реагирует на социальный запрос. Поэтому в последние годы в зарубежной и отечественной психологии существенно выросло число исследований по проблеме поколений. Каждый исследователь, соглашаясь с какими-то взглядами своих предшественников и современников, вступает в научные дискуссии с ними по ряду позиций, формулирует свои подходы, тем самым обогащая научное знание о поколениях, способствует его развитию. Исследования различий между поколениями приобретают всемирную популярность. Предложенная Вильямом Штраусом и Нейлом Хоувом теория поколений открыла новую перспективу для объяснения социально-психологических явлений и процессов [6]. В основе данной теории лежит идея о том, что мировоззрение человека формируется под влиянием социально-исторического контекста того времени, в котором он рос. Зарубежными исследователями отмечается высокая степень резонанса теории поколений с повседневной практикой людей [5].
В отечественной психологии подходы к исследованию проблемы поколений и межпоколенных отношений долгие годы были ориентированы в основном на изучение проблемы «отцов и детей», отношений в семье и психотерапии семьи. И относительно недавно проблема поколений и отношений между ними названа «приоритетным направлением развития психолого-педагогических исследований» [3]. Это актуализировало изучение проблемы в современной отечественной психологии, расширило исследовательское поле и вывело ее исследование на совершенно иной уровень. Поколения стали рассматриваться как большие социальные группы, определяющие содержание и динамику развития общества. Вместе с тем актуальными остаются проблемы дефиниции понятия «поколение»; определение критериев дифференциации представителей разных поколений; разработки методологии, позволяющей разделить эффекты возраста, времени рождения и опыта; межкультурные феномены поколения. В этой связи монография В.И. Пищик, посвященная проблеме ментальности поколений, которую автор в рамках социокультурного подхода определяет как «идеальную форму выражения смыслов, значений и ценностей большой группы, воплощающихся в ее активности в современной реальности» [1, с. 3], приобретает особый смысл, существенно обогащает научную дискуссию по поколенческой проблематике, является научным ответом на острый социальный запрос.
Следует отметить смелость исследователя, так как все понятия, заявленные в названии монографии, не являются устоявшимися в науке, нет единых методологических подходов к определению этих понятий и в рамках психологического научного знания. Автор подчеркивает, что «несмотря на довольно большое количество исследований ментальности, остаются нерешенными ряд проблем — это разноплановость и разнородность, громоздкость определений феномена ментальности; фрагментарность эмпирической операционализации данного явления; разночтения в представлениях о субъектах ментальности; отсутствие достаточного количества валидного диагностического инструментария ее измерения» [1, с. 4]. Таким образом, понятию «ментальность» предстоит еще долгая дорога на пути становления как категории в научном знании.
То же самое можно сказать и о понятии «поколение». Объединяющим эти два понятия является тот факт, что и поколения, и ментальность задаются и формируются в нашем сознании, в представлениях. Это является существенным фактором, усложняющим изучение этих феноменов. Зарубежные исследователи вообще предложили ввести мораторий на исследования, связанные с выделением поколенческих групп и их характеристик ввиду сложности их дефиниции и дифференциации [7]. Пожалуй, впервые в гуманитарных науках так радикально ставится вопрос об ограничении исследовательских границ в изучении социальных явлений, что также свидетельствует о сложности изучаемых феноменов, неоднозначности подходов к их изучению.
Усложняет задачу исследователя и неустойчивость социального контекста, который автор метафорически называет «текучей современностью». В этой особой современности, главными характеристиками которой являются глобализация, урбанизация, информатизация общества и т.д., трансформируется отношение к религии, «растворяются этносы, в результате чего меняются формы социальности, в частности, социальная идентичность становится множественной, текучей» [1, с. 15]. На основании анализа социального контекста автор делает интересный вывод о том, что в этой новой «социальной реальности людей объединяет культурная репрезентация», т.е. «социальность основывается сегодня не только на совместной деятельности, но и на общих репрезентациях» [1, c. 16].
Все эти сложноопределяемые феномены, вынесенные в заголовок книги, актуализируют вопрос перед ее прочтением — «а не является ли все это, описываемое в тексте, научным мифом?». И дальнейшее знакомство с работой позволяет, на наш взгляд, отбросить слово «миф» и оставить определение «научный». Поскольку автор, основываясь на принципах научности, доказательности, методологической выверенно- сти, раскрывает свой авторский подход к проблеме ментальности поколений в современном российском обществе и, что особенно ценно, подкрепляет теоретические выводы результатами разноплановых экспериментальных исследований.
Проанализировав существующие подходы (кросс-культурный, типологический, структурный, исторический) и их ограниченность в изучении проблемы ментальности в рамках классической рациональности научной психологии, автор делает вывод о необходимости разработки нового методологического подхода в контексте новых тенденций развития психологической науки, обозначенных в векторах новой парадигмы, позволяющих рассматривать социальную психологию «как историю и как современность в рамках неклассической культурно-исторической психологии, как психологию транзитивности и как методологию латентных изменений» [1, с. 4]. Таким новым методологическим подходом, в рамках которого автором представлен развернутый анализ проблемы ментальности современных поколений, стал конструкционистский подход. «Идентификационные признаки поколения в конструкционистском ключе подвижны, неустойчивы, они не передаются по прямой трансмиссии» [2, с. 223]. Это очень важная характеристика поколений, создающая для исследователей серьезные трудности при их изучении. Конструкционистский подход позволяет минимизировать эти трудности, но не ликвидировать их полностью. Впервые поколение представлено не только как большая группа, но и как символический феномен, формируемый в формах культурных презентаций. Грамотная операционализация основных понятий, выполненная в рамках заявленного автором методологического подхода, позволила выстроить логику экспериментальных исследований, обосновать выбор диагностического инструментария.
Особую ценность работы составляют авторские методики изучения ментальности поколений, которые прошли многолетнюю апробацию не только самим автором, но и многими ее коллегами, учениками в разных регионах Российской Федерации. Разработанные автором методики — «Методика измерения типов ментальности» (МИТМ) [1, c. 141] и «Методика измерения веры в заговоры» [1, c. 146] — заняли достойное место в каталоге качественного диагностического инструментария. Их использование позволило получить, в частности, интересные данные о таком интересном феномене, как конспира- тивистская ментальность. Результаты исследований, выполненных с использованием этих методик, позволили содержательно наполнить понятие «ментальность поколений» в контексте психологического знания, что, в свою очередь, дает возможность вывести изучение проблемы ментальности поколений в современном российском обществе на новый уровень.
Следует отметить результаты кросс- культурных исследований, представленные в четвертой главе монографии. Этот факт также позволяет поставить рецензируемую монографию в особый ряд. Требования к проведению кросскультурных исследований, трудности, с которыми сталкивается любой ученый при организации и проведении такого рода экспериментальной работы, повышают ценность книги, в которой представлены ее результаты.
Знакомство с монографией В.И. Пищик позволяет сделать вывод о том, что задача, которую автор поставила перед собой [1, с. 5], ею вполне достойно решена. Стоит отметить, однако, что это только промежуточный этап в изучении ментальности поколений. А «текучая современность», изменяясь и трансформируясь, ставит новые задачи, обозначает парадоксы человеческой ментальности. Они связаны с тем, что в нашу жизнь вошло понятие «расширенной», «увеличенной» или «дополненной» реальности (augmentedreality), в частности, обозначая реальность, дополненную виртуальными элементами [4]. Следовательно, перед современными исследователями и, надеемся, перед автором рецензируемой монографии уже стоят новые исследовательские задачи, требующие не меньшей научной смелости и амбициозности в их изучении.
Литература
- Пищик В.И. Ментальность поколений в текучей современности. М.: ИНФРА-М, 2018. 149 с.
- Пищик В.И. Типологические и идентификационные признаки поколений // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 2. С. 215—236. doi: 10.21702/ rpj.2018.2.9
- Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого- педагогических исследований // Бюллетень Высшей Аттестатационной Комиссии Министерства образования РФ. 2005. № 6. С. 1—11.
- Эпштейн М.Н. От знания — к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 480 с.
- Dam M.J., Noben C.Y., Higgins M. Bridging generation gaps in medical education: a “light bulb moment” at the Association for Medical Education in Europe annual conference in Barcelona // Medical teacher. 2017. Vol. 39 (11). P. 1195—1196. doi: 10.1080/0142159X.2017.1288865
- Howe N., Strauss W. Generations: the history of Americaʼs future, 1584 to 2069. New York, 1991. 538 p.
- Rudolph C.W., Rauvola R.S., Zacher H. Leadership and generations at work: A critical review // The Leadership Quarterly. 2018. Vol. 29. P. 44—57. doi:10.1016/j. leaqua.2017.09.004
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1320
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 447
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0