Социально-психологическая компетентность учителя: готовность к диалогу через организацию коммуникации (обсуждение в рамках конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»)

128

Аннотация

В статье представлен отчет о работе круглого стола «Социально-психологическая компетентность учителя», проведенного в рамках VIII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики», которая состоялась 11-12 мая 2023 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Отражены основные направления дискуссий в рамках круглого стола, обозначенные в ходе дискуссий проблемы и их актуальность для исследовательской и практической деятельности социального психолога и психолога образования.

Общая информация

Ключевые слова: конференция, круглый стол, социальная психология, образование, коммуникативные компетенции, социально-психологическая компетентность, образовательная среда

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: материалы конференции

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140313

Получена: 01.09.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Базаров Т.Ю., Дубовская Е.М., Зуева Е.А. Социально-психологическая компетентность учителя: готовность к диалогу через организацию коммуникации (обсуждение в рамках конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики») // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 3. С. 205–215. DOI: 10.17759/sps.2023140313

Полный текст

11 мая 2023 г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете в рамках VIII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» состоялся круглый стол «Социально-психологическая компетентность учителя». Одновременно это был и XXII круглый стол заведующих и преподавателей кафедр социальной психологии и кафедр вузов, ведущих подготовку по социально-психологическим дисциплинам.
В обсуждении приняли участие: Е.П. Белинская (МГУ, Москва), Г.В. Вержибок (БИП, Минск, Беларусь), Ж.В. Горькая (РГСУ, Москва), И.С. Дёмина (школа № 1573, Москва), Е.М. Дубовская (МГУ, Москва), Е.Д. Короткина (ТвГУ, Тверь), О.Б. Крушельницкая (МГППУ, Москва), А.М. Лесин (РязГМУ, Рязань), Т.А. Нестик (ИП РАН, Москва), В.А. Орлов (МГППУ, Москва), О.В. Соловьева (МГУ, Москва), Н.Л. Сунгурова (РУДН, Москва), Р.И. Суннатова (ИППО МГПУ, Москва), О.А. Тихомандрицкая (МГУ, Москва), С.В. Трушкова (МСПИ, Москва), Т.Л. Худякова (ВГПУ, Воронеж).
Необходимость дискуссии диктовалась актуальностью противоречия, с которым сталкиваются учителя современной школы. С одной стороны, учитель в школе выполняет ключевую роль по передаче знаний ученикам, с другой – без учителя невозможно представить личностное развитие учащихся. Современная ситуация усугубляется тем, что формы и методы передачи знаний все больше носят не только интерактивный, но и групповой (проектный) характер, требующий от учителя особой социально-психологической компетентности. Дискуссии о том, что можно отнести к этому типу компетентности, продолжаются. Безусловно, инициаторы дискуссии понимали, что столкнутся с проблемой взаимодействия фундаментальной и практической психологии, а также с важностью психологического осмысления и изучения педагогической практики, которая в рамках контекста текущего 2023 года, объявленного годом педагога и наставника, выходит на передний план. Именно поэтому в качестве ключевых для обсуждения были выбраны следующие вопросы:
  • Какие компоненты входят в структуру социально-психологической компетентности учителя, помимо коммуникативного, интерактивного и социально-перцептивного?
  • Как групподинамические процессы и знание ролевой структуры малой группы влияют на интерактивный компонент социально-психологической компетентности учителя?
  • Какие составляющие социально-психологической компетентности учителя необходимы для обеспечения совместности деятельности в системе «учитель – ученик – родители» и ее творческого характера?
Разрабатывая концепцию круглого стола, инициативная группа обозначила следующие основные результаты:
  1. Обозначение проблемного поля, с которым мы имеем дело в связи с социально-психологической компетентностью учителя;
  2. Обсуждение рабочей модели социально-психологической компетентности, обсудить, что за модель это может быть;
  3. Вспомнить, обсудить, а может, и поделиться новыми методами и способами развития социально-психологической компетентности;
  4. Формирование проектных групп:
  • Исследование феномена социально-психологической компетентности;
  • Разработка метода повышения социально-психологической компетентности;
  • Организационно-правовые условия для развития социально-психологической компетентности (практическая работа в этой области может быть на разных базах).
Для достижения предполагаемых результатов работа круглого стола проводилась в формате трех содержательных кругов обсуждения, инициаторами которых выступили:
Худякова Татьяна Леонидовна (канд. психол. наук, заведующая кафедрой практической психологии психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета) – «Основные (ключевые) проблемы коммуникации учителя в современной школе»;
Орлов Владимир Алексеевич (канд. психол. наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ) – «Модель социально-психологической компетентности учителя (рабочая версия)»;
Соловьева Ольга Владимировна. (канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова) – «Способы, пути и механизмы развития социально-психологической компетентности учителя».
 

На первом круге обсуждения Т.Л. Худяковой была предложена схема для совместного определения проблемного поля, с которым мы имеем дело в исследовательской и практической деятельности, когда сталкиваемся с социально-психологической компетентностью учителя. Схема задавала направления для анализа ключевых проблем коммуникации учителя в современной школе и помогала участникам из разных ролей – исследователя, методиста, практического психолога образования и преподавателя – в отведенное на круг время довольно подробно с этим проблемным полем разобраться.
 
 
Рис. 1. Направления анализа проблем коммуникации учителя в современной школе
 
Первое направление анализа связано с выделением субъектов отношений в системе образования и представлено триадой «учитель – ученик – родитель», каждый элемент которой используется здесь в широком смысле. Так, например, «Учитель» включает в себя представление о субъекте, которым являются как сами учителя, так и представители администрации образовательных учреждений и лица, выступающие представителями межведомственных отношений, а «Родитель» в данной схеме включает в себя всех субъектов, выступающих со стороны семьи как автономной системы, оказывающей влияние на отношения и взаимодействия внутри триады «ученик – учитель – родитель». Участникам круглого стола было предложено на данной «ветке» анализа обозначить актуальные проблемы коммуникации, с которыми сталкиваются обозначенные субъекты и которые требуют внимания и социально-психологического исследования.
Следующее направление анализа – технологии. Различные знакомые нам традиционные технологии, которые сейчас меняют свои формы и форматы – активные (интерактивные) методы и сетевое взаимодействие. Очевидно, что период дистанционного обучения внес достаточно серьезные изменения в технологии коммуникации учителя, и сейчас у нас есть возможность отрефлексировать, понять, какие же технологии оказались эффективными, а какие технологии, наоборот, показали свою необоснованность.
Третье направление анализа проблем коммуникации учителя в современной школе – установки (либо интенции) – это то направление, которое связано с ценностными аспектами педагогической деятельности. Это про направленность процесса коммуникации с учетом глубокой традиции отечественной социальной психологии. И в трудах Л.А. Петровской, А.У. Хараша, Ю.М. Жукова, и в трудах их учеников мы встречаем два подхода (у кого-то это компоненты общения, у кого-то уровни общения и т.д.): субъект-субъектное взаимодействие (диалогическое) и субъект-объектное взаимодействие (монологическое).
Четвертое направление фокусируется на операциональном аспекте деятельности учителя и обозначено на схеме как конкретные умения, которые есть и должны быть в арсенале современного учителя. Было предложено рассмотреть в качестве основных направлений анализа на данной «ветке» фасилитацию как сопровождение групподинамических процессов, модерацию как работу с предметным содержанием и, наконец, медиацию, которая предполагает сопровождение индивидуального развития каждого ученика.
Таким образом, заданная в начале первого круга дискуссии схема позволила участникам в ходе обсуждения обозначить общие контуры того, что представляет собой социально-психологическая компетентность учителя, и определить, какие ключевые проблемы коммуникации учителя в современной школе она позволит решить. Одновременно удалось описать проблемное поле, с которым имеет дело исследователь и практик в виде характеристик субъектов образовательного процесса, которые являются значимыми с точки зрения проблем педагогической коммуникации:
  • отчуждение всех субъектов коммуникации друг от друга;
  • деформация личности учителя;
  • перегруженность учителя;
  • дихотомия «учитель – администрация»;
  • отсутствие поддержки авторитета учителя.
С точки зрения умений, которые в недостаточной мере сформированы у современного школьного учителя, выявились следующие:
  • отсутствие опыта фасилитации;
  • неумение справляться с неожиданными и неопределенными ситуациями.
Отмечены следующие технологии, которые в недостаточной степени представлены в работе современного учителя:
  • недостаток технологии выстраивания коммуникации в группе;
  • проблема критериев эффективности;
  • сложности с овладением новыми информационными технологиями.
Установки учителей, которые ограничивают их компетентность в коммуникации:
  • проблема распространенности стереотипов и предубеждений в системе коммуникации учителей с разными субъектами образовательного процесса;
  • проблема речевой культуры и стилей взаимодействия современных учителей с учениками и родителями.
Особое внимание в процессе обсуждения на первом круге привлекла проблема предметного содержания профессиональной деятельности учителя – направление анализа, которое в широком смысле должно быть посвящено глубокому исследованию того, на что направлены усилия учителя, и определению цели воздействия учителя. А в частном случае это вопрос о взаимосвязи в работе учителя предметного содержания урока и коммуникации с учениками. Этот сюжет отмечался участниками как традиционно проблемный, многоаспектный и трудно поддающийся решению, несмотря на его чрезвычайную важность.
Второй круг обсуждения был посвящен структуре модели социально-психологической компетентности учителя, которую представлял в своем выступлении В.А. Орлов.
Выделяя ученика в качестве центрального субъекта школы, В.А. Орлов определяет в качестве цели педагогической деятельности его всестороннее личностное развитие. В модели перечисляются основные задачи учителя в области развития личности ребенка в следующих направлениях:
  • физическое;
  • эмоциональное;
  • когнитивное;
  • социальное;
  • эстетическое;
  • этико-нравственное;
  • духовное;
  • идеологическое.
Такой подход зафиксирован в следующей схеме – модели социально-психологической компетентности учителя как части общепрофессиональной компетентности (рис. 2).
 
 

Рис. 2. Модель социально-психологической компетентности учителя: на схеме жирным шрифтом отмечены общепрофессиональные, а курсивом – социально-психологические компетентности учителя
 
Для конкретизации данной модели было предложено развернутое содержание социально-психологических компетенций, которые необходимы школьному учителю в соответствии с целью его профессиональной деятельности и ролью фасилитатора личностного развития учеников.
Коммуникативные компетенции:
  • применять адаптивный стиль общения с учениками;
  • осуществлять сотруднический стиль взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса на основе учета взаимных интересов (используя «Активное слушание», «Я-высказывание» и др.);
  • применять демократический стиль общения в педагогическом коллективе;
  • формировать средствами педагогического общения мотивацию к различным видам личностного развития учеников (прежде всего, когнитивную мотивацию).
Компетенции отношения (социально-психологические установки):
  • уважать каждого субъекта образовательного процесса, в первую очередь – ученика, его личностное пространство (систему ценностей);
  • проявлять толерантность к ученику на основе безусловного принятия;
  • проявлять позитивный интерес (когнитивное любопытство) к ученику;
  • строить взаимоотношения с учеником в субъект-субъектной парадигме.
Компетенции саморазвития личности учителя:
  • развивать адекватные экспектации по отношению к другим участникам образовательного процесса;
  • развивать социальную рефлексию;
  • развивать психологическое мышление;
  • развивать эмоциональный интеллект;
  • способствовать развитию профессиональной мотивации;
  • совершенствовать навыки командной работы в ученическом и педагогическом коллективах;
  • совершенствовать социально-психологические качества (лидерство, референтность);
  • совершенствовать этико-эстетическую и духовно-нравственную сферу;
  • развивать информационно-технологическую, экономическую и политическую культуру.
В качестве результатов второго круга обсуждения участники круглого стола обозначили конкретизацию параметров коммуникативной компетентности и выделение основных условий для модели.
Коммуникативные компетенции:
  1. Эмпатия;
  2. Умение ориентироваться в новых социальных условиях и ситуациях;
  3. Компетенции отношений;
  4. Договоренность у психологов и учителей о цели педагогической деятельности;
  5. Адаптивность;
  6. Компетенции саморазвития личности учителя;
  7. Навыки социальной манипуляции;
  8. Умение разрешать сложные ситуации;
  9. Пессимизм ума и оптимизм воли;
  10. Доверие;
  11. Наличие развитого социального и эмоционального интеллекта;
  12. Владение широкой палитрой инструментов;
  13. Самоконтроль.
Условия для модели:
  • Высокая ситуация неопределенности;
  • Нет модели выпускника школы;
  • Отсутствие внешних критериев оценки эффективности;
  • Применение инновационных диалоговых интерактивных средств педагогической деятельности.
Третий круг обсуждения был посвящен вопросам методических разработок развития социально-психологической компетентности учителя и открывался выступлением О.В. Соловьевой с докладом «Способы, пути и механизмы развития социально-психологической компетентности учителя». Были определены следующие направления развития, основанные на социально-психологической практике. Часть из них касалась непосредственного участия приглашенных специалистов, но были также предложены методы, которые могут быть использованы самими учителями. Чем могут быть полезны школьным учителям приглашенные социальные психологи? Продолжая логику предыдущих выступлений, были сформулированы три типа компетенций, на развитие которых могут быть ориентированы приглашенные социальные психологи.
  • Компетенции отношения (социально-психологические установки) формируются и развиваются в рамках «Перцептивно ориентированного социально-психологического тренинга» Л.А. Петровской, который направлен на то, чтобы научиться лучше чувствовать и понимать себя и других и рефлексировать групповую ситуацию.
  • Коммуникативные компетенции – работа в этом направлении опирается на традицию коммуникативного тренинга Ю.М. Жукова, который развивал представления о базовых коммуникативных умениях: говорить, слушать, давать обратную связь. Один из вариантов этого типа работы – тренинг этнокультурной компетентности Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко, О.В. Луневой, который, несомненно, важен в современной школе, где представлены разные культуры. Данный вид тренинга опирается на различные модели, в том числе на модель «культурного ассимилятора», когда важно собственный атрибутивный стиль учителю корректировать, опираясь на некоторые дополнительные знания об особенностях разных культур. И сюда, конечно, напрашивается на фоне обсуждений, которые происходили на круглом столе, программа тренинга Елены Васильевны Сидоренко, включившей в свою программу обучения деловому взаимодействию (коммуникативная компетентность в деловом взаимодействии) такие важные разделы, как регуляция эмоционального состояния.
  • Компетенции саморазвития личности учителя – развивающий личностный тренинг А.У. Хараша.
Относительно способов, которые могут быть использованы учителями для развития социально-психологической компетентности, зафиксированы методы и механизмы развития, технологические решения, апробированные в социально-психологических практиках. Среди методов развития особый акцент делался на игре в различных модификациях (разминки, упражнения, ролевые игры), включая игры в цифровой среде, например, на платформе Get Locus, групповой дискуссии (управляемая, с ведущим, свободная, а также в форме анализа конкретных ситуаций). Для рассмотрения механизмов развития были предложены такие, как самораскрытие (через участие в играх и упражнениях и через групповую дискуссию), обратная связь, рефлексия, безоценочное принятие, активное слушание (эмпатическое и рефлексивное), атмосфера доверия и эмоциональной поддержки.
Сказанное выше касалось в первую очередь работы «внешних» по отношению к школе или приглашенных специалистов социальных психологов. Однако не менее важным направлением можно считать самостоятельную активность учителей. Для этого были рассмотрены такие конкретные формы и технологии работы, как «конференциональная модель» саморазвивающейся организации, предложенная Ю.М. Жуковым. Данная технология позволяет проводить фокусированные межгрупповые направленные дискуссии по компонентам социально-психологической компетентности учителя. Отдельно отметим проблемно-ориентированную групповую дискуссию по трудным ситуациям взаимодействия учителя с учениками и их родителями. Безусловную ценность имеет также совместная рефлексия в учительском коллективе по темам, связанным с социально-психологической компетентностью учителя.
К способам саморазвития, самосовершенствования учителя можно отнести и такие широкие варианты внутренней работы человека, как использование наблюдения, самоанализа, СМИ и интернет-СМИ, тематических блогов учителей, художественной литературы о школе, кинофильмов о школе, социально-психологической литературы.
Основным итогом третьего круга обсуждений на круглом столе стало выделение наиболее популярных и эффективных методов формирования коммуникативной компетентности учителей. Среди них оказались:
  1. Психологическое консультирование с включением блока профилактики профессионального выгорания и эмоционального истощения;
  2. Социально-психологическое сопровождение групповой работы в школе;
  3. Создание механизма модульного обмена опытом;
  4. Игры в цифровой среде;
  5. Коммуникативный тренинг;
  6. Проектная работа.
При подведении общих итогов работы круглого стола «Социально-психологическая компетентность учителя», обобщая конкретные предложения работы в этом направлении, большинство участников согласились с такими принципиальными выводами:
  • В настоящее время в образовательной практике социальный психолог становится самостоятельным субъектом, что требует специальной работы по выстраиванию отношений с другими субъектами, включая школьного педагога-психолога.
  • Серьезной проблемой для образовательных учреждений, готовящих психологов-практиков, становится вопрос о том, насколько наши выпускники в состоянии решать те задачи, о которых говорилось на круглом столе.
  • Были сформированы проектные группы из числа участников обсуждения по следующим направлениям:
    • Исследование феномена социально-психологической компетентности;
    • Разработка метода повышения социально-психологической компетентности;
    • Организационно-правовые условия для развития социально-психологической компетентности (практическая работа в этой области).
В завершение работы круглого стола большинство участников отметили, что в процессе обсуждения, благодаря интерактивному формату дискуссии, вопросов стало существенно больше, чем было в начале. Рассмотренные модели социально-психологической компетентности учителя позволяют с большей уверенностью выстраивать исследовательские и практико-ориентированные проекты для современной школы. Наметились перспективы совместных исследований по таким темам, как соотношение явного и неявного знания в деятельности учителя, как готовить учителя в качестве мастера организации групповой работы (фасилитатора, модератора и медиатора), как сформировать навыки эффективной коммуникации учителя в поликультурной среде и, наконец, как создавать условия для совместно-творческой деятельности учителя и учеников и можно ли изменить качество образовательной коммуникации через развитие субъектности в проектной работе. Поскольку большинство коллег выразили желание включиться в одну из планируемых проектных групп и отметили работу круглого стола как полезную, то в рамках перспектив дальнейшего сотрудничества возможно ожидать, что ответы на поставленные вопросы будут получены.
 

Литература

  1. Базаров Т.Ю., Голынчик Е.О., Липатов С.А., Несмеянова Р.К. Стили реагирования на изменения и восприятие учителями организационной культуры и конфликтов в школе // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. № 3. М: Изд-во Моск. ун-та, 2022. С. 85–118.
  2. Базаров Т.Ю., Липатов С.А., Баранова В.А. и др. Взаимодействие в системе учитель – ученик – родители как фактор психологической безопасности образовательной среды: научно-методические материалы / Под ред. Т.Ю. Базарова, С.А. Липатова // АНО Корпоративная Академия Росатома. М: ООО А-Приор, 2021. 132 с.
  3. Базаров Т.Ю., Райков А.В., Шайхутдинов Р.Р. Возможности и ограничения опросника «Мастер организации групповой работы» // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16. № 4. С. 56–73.
  4. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. Теория и практика // Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 456.
  5. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: избранные труды / Ред.-сост. и автор предисловия О.В. Соловьева. М: Смысл Москва, 2007. 687 с.

Информация об авторах

Базаров Тахир Юсупович, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1591-3932, e-mail: tbazarov@mail.ru

Дубовская Екатерина Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2923-1422, e-mail: Dubovskaya13@gmail.com

Зуева Екатерина Андреевна, аспирант кафедры социальной психологии, факультет психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), , Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-9210-7604, e-mail: e.zueva555@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 341
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 39

Скачиваний

Всего: 128
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 15