Актуальные вопросы стандартизации деятельности специалистов по подготовке выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатному сопровождению (по итогам научно-практической конференции)

14

Аннотация

В обзорной статье представлено обсуждение некоторых актуальных вопросов стандартизации деятельности по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их сопровождению после выпуска из различных форм воспитания. В фокусе внимания дети нормотипичной категории и подопечные с «особыми потребностями» – с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью, с нарушениями ментального развития, с социально значимыми заболеваниями, нуждающиеся в формировании приверженности к приему лекарства. Рассмотрены структура и содержание стандартов, проиллюстрированы формы и методы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и сопровождения выпускников, включая анализ ресурсов организаций и критерии оценки. Выступающие отмечали необходимость сосредоточиться на формировании навыков, которые будут востребованы в новом месте жизнеустройства после совершеннолетия, а также развитии самостоятельности при выполнении ежедневной жизненной активности для особых категорий выпускников. Были представлены результаты апробации инструментария социально-психологического обследования воспитанников и выпускников, находящихся на различных формах жизнеустройства, и отдельные эффективные практики (наставничество, тренировочные квартиры, проектная деятельность и пр.), способствующие реализации положений стандарта.

Общая информация

Ключевые слова: самостоятельная жизнь, сопровождение, стандартизация , профессиональный стандарт, деятельность обучения, социально-психологическое исследование

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2023040305

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2023 № 073-00038-23-01 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».

Получена: 12.12.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Меркуль И.А., Волчанская В.О. Актуальные вопросы стандартизации деятельности специалистов по подготовке выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатному сопровождению (по итогам научно-практической конференции) [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. С. 76–90. DOI: 10.17759/ssc.2023040305

Полный текст

Введение

Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ) выступили организаторами научно-практической конференции «Стандартизация деятельности специалистов в сфере подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот», которая прошла 5 декабря 2023 г. в Москве [1; 3; 8].

Исследования показывают, что более 50% выпускников имеют низкие показатели жизнестойкости и эффективности, для них характерны снижение уровня мотивации к деятельности и интереса к собственной жизни, постановка более простых, легко достигаемых целей, не требующих риска и не стимулирующих личностное развитие, чувство отвергнутости, сниженная самооценка, пассивность, восприятие более-менее сложной ситуации как травматичной и непреодолимой – это снижает их способность к активному преодолению трудностей и формирует негативное восприятие себя и своих возможностей, а также самоидентификацию с низшим социальным статусом [2; 4; 5; 10; 11]. В свете этих факторов важно разработать и внедрить эффективные стандарты, которые позволят снизить негативные последствия и обеспечить более успешное развитие молодых людей.

Данная конференция проводилась как один из этапов презентации и апробации:

  • Стандарта подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни;
  • Стандарта «Сопровождение выпускников в постинтернатный период и по завершении пребывания в замещающей семье», разработанных в рамках реализации государственного задания.

Разработка стандартов проводилась в рамках деятельности по совершенствованию системы постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 90 Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года).

Актуальными вопросами стандартов являются:

  • выделение организационных, кадровых, методических и других условий по подготовке и сопровождению;
  • определение целей, задач и принципов деятельности по подготовке и сопровождению;
  • обозначение конкретных мероприятий и различных видов помощи выпускникам;
  • выделение показателей доступности и качества подготовки и сопровождения.

Конференция прошла в очно-заочном формате, и ее участниками стали преподаватели российских вузов, представители государственных и негосударственных организаций системы образования и социальной защиты, специалисты сферы защиты прав и интересов детей. Всего более 4000 человек приняли участие в онлайн-мероприятии.

Программа конференции состояла из 4 сессий:

  1. Стандартизация деятельности по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни – включала презентацию стандарта, рассмотрение вопросов из практики регионов, касающихся организации и взаимодействия специалистов с целью повышения эффективности подготовки выпускников, методы, технологии и практики, в том числе верифицированные, направленные на реализацию положений стандарта.
  2. Психология и право – была посвящена вопросам социально-психологического обследования воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот, обследования специалистов организаций и служб сопровождения, а также применения понятий, используемых при подготовке воспитанников и сопровождении выпускников, включая нормативно не закрепленные, но широко используемые в практике.
  3. Стандартизация деятельности по сопровождению выпускников в постинтернатный период и по завершении пребывания в замещающей семье – представила опыт регионов и эффективные практики, иллюстрирующие процесс сопровождения выпускников, в том числе виды оказываемой помощи, формы, методы и инструменты сопровождения.
  4. Опыт регионов: эффективные практики – преимущественно освещала работу специалистов с категориями подопечных с «особыми потребностями».

Актуальность разработки стандартов и внедрения единых подходов

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львова–Белова, особо отметив, что появление стандарта важно для выработки единых подходов в организации деятельности специалистов и учреждений в части подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Отдельный акцент был сделан на вопросах содержания психолого-педагогического сопровождения, в частности, программах подготовки детей с инвалидностью к самостоятельной жизни, в том числе через практики учебного и тренировочного сопровождаемого проживания.

Об актуальности темы в своем выступлении говорила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России А.П. Аккуратова, которая познакомила участников с некоторыми статистическими данными. Так, количество организаций для детей-сирот с 2020 года по 2022 год снизилось с 1198 до 1092, и за 11 месяцев 2023 года еще 52 организации закрыты. Численность воспитанников организаций для детей-сирот за период 2022-2022 гг. уменьшилась с 37 тысяч до 34 тысяч человек. Если говорить о численности выпускников организаций для детей-сирот, то, по данным мониторинга Минпросвещения России, в 2022 году вышли в самостоятельную жизнь 6943 совершеннолетних воспитанника, из числа которых охвачены постинтернатным сопровождением либо получают разовые социальные услуги – 77% выпускников. Спикер отметила важность стандарта как документа, в котором определяются общие принципы и требования в подготовке к самостоятельной жизни и дальнейшему профессиональному сопровождению детей-сирот и лиц из их числа с целью их более успешной социализации.

Далее с обращением к участникам конференции выступил председатель совета Всероссийской общественной организации «Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны» А.М. Сарбалаев, отметив, как меняется имидж выпускника детского дома, думающего об обучении, получении профессии и помощи другим людям.

Г.В. Семья (научный руководитель проекта, МГППУ) презентовала ключевые идеи разработки стандарта:

  • преемственность;
  • социально-психологическое обследование воспитанников на этапах подготовки и выхода в самостоятельную жизнь;
  • участие воспитанников в обсуждении планируемых и реализуемых в их интересах мероприятий, руководствуясь принципом «со-участия».

При обсуждении структуры стандартов было акцентировано внимание участников на учете регионального опыта при их разработке (по результатам анализа региональных нормативных правовых актов, программ подготовки к самостоятельной жизни и постинтернатному сопровождению). Спикер отметила, что дополнительно были разработаны критерии и инструментарий для оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни и проведена его апробация, в которой приняли участие почти 4 тысячи воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и выпускников замещающих семей.

Стандартизация деятельности по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни

И.А. Меркуль (МГППУ) в своем выступлении раскрыла содержание стандарта подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, включающего цели и задачи стандарта подготовки, понятийный аппарат, порядок и условия подготовки воспитанников, требования к содержанию программы, кадровому составу.

Под подготовкой к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается процесс формирования у воспитанников готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания. Стандартом определяется период целенаправленной работы с воспитанниками по защите их прав и интересов и способствующей успешной их социализации – с 14 лет и до выпуска из организации для детей-сирот. Докладчик подчеркнула, что содержание работы с воспитанниками в рамках данного стандарта будет проводиться по следующим направлениям: развитие духовно-нравственных ценностей и подготовка к семейной жизни и родительству, социально-бытовая, социально-правовая и профориентационная подготовка, здоровьесбережение и безопасность, экономическая грамотность и подготовка к трудоустройству, а также по другим направлениям жизни молодых людей. Освоение воспитанниками навыков самостоятельной жизни будет проводиться в групповой работе по темам программы подготовки, а также по индивидуальным маршрутам, учитывающим особенности развития, состояния здоровья, степень травматизации, жизненный опыт, интересы, увлечения и другие личностные факторы воспитанников.

В качестве иллюстрации к одному из блоков стандарта Н.Н. Шамахова (Вологодская область) представила действующую дополнительную общеразвивающую программу «Дорога в жизнь», ориентированную на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, подробно раскрыв тему профориентационной работы. Данная программа в 2017 году успешно прошла апробацию в пяти российских регионах, подтвердив свою эффективность.

Продолжая тему, М.А. Старикова (Ставропольский край) затронула вопросы кадровой политики организации, включая подбор, профессиональное развитие команды специалистов и условия, созданные в организации для качественной и эффективной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Н.В. Гибадуллин (Ямало–Ненецкий автономный округ) выступил с темой «Межведомственное взаимодействие субъектов, участвующих в подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни». Представленная модель включает как общепринятых межведомственных партнеров (КДНиЗП, территориальные органы опеки и попечительства, образовательные организации, территориальные учреждения культуры и молодежной политики и психолого-медико-педагогические комиссии), так и особых партнеров – представителей правительства региона (при обеспечении жильем, определении мер социальной поддержки, предоставлении Единой карты жителя Ямала), аппараты Уполномоченных по правам ребенка Ямало–Ненецкого автономного округа и Тюменской области, представителей землячества, СО НКО и иные субъекты, чье участие необходимо для решения вопросов защиты прав и интересов несовершеннолетних.

О формировании социальных (гражданских) компетенций выпускника на основе традиционных духовно-нравственных ценностей рассказала С.А. Лебедева (Приморский край).

М.А. Ушакова (Челябинская область) представила программу по подготовке воспитанников к осознанному родительству. Программа построена на психологических и правовых подходах формирования у воспитанников, в том числе с социально значимыми заболеваниями, ответственного отношения к семье и роли материнства и отцовства, коммуникативных семейных компетенций, навыков ведения хозяйства, ухода за ребенком. Докладчик отметила, что в 2023 году данная программа проходит верификацию и по завершении процедуры будет включена в реестр практик с доказанной эффективностью и размещена на портале «АСИ Смартека».

Ключевым принципом построения работы с воспитанником учреждения, по мнению Е.Е. Леоновой (Новосибирская область), является учет мнения ребенка в принятии решений, касающихся его жизни. Были представлены инструменты и техники вовлечения воспитанников в подготовку к самостоятельной жизни, в числе которых индивидуальная диагностическая карта, предназначенная для выявления представлений о психологическом и физическом развитии ребенка, особенностях детско-родительских отношений, решения вопросов о способах, выбираемых для ведения реабилитационной деятельности, а также дизайн и содержание дневника адаптации ребенка в новых условиях проживания для регулярного фиксирования своего эмоционального состояния, знакомства с новыми правилами и традициями. Все они разрабатывались совместно с детьми. Спикер отметила особые условия включения ребенка в оценку происходящих с ним событий – безопасность, добровольное участие, обязательную обратную связь со стороны специалистов и конфиденциальность информации о ребенке.

Психология и право

В.Н. Ослон (МГППУ) представила результаты социально-психологического обследования воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот, проведенного при разработке и апробации инструментария для оценки готовности к самостоятельной жизни [6; 7]. Спикер в своем выступлении отметила, что выпуск из организации или приемной семьи – это поворотное стрессовое событие в биографии молодых людей, наступление совершенно новой социальной ситуации развития, в рамках которой они впервые начинают выступать в качестве субъекта своей самостоятельной жизни. Происходит переход «из привычного в неизведанное, нередко провоцирующий и так высокую сепарационную тревогу у сирот, страх изменений, которые нередко препятствуют социальному функционированию» [3].

Ежегодно в самостоятельную жизнь выходят более 50 тысяч выпускников, имеющих статус детей-сирот и лиц из их числа (в 2022 году соответственно: 6943 – выпускники организаций для детей-сирот и 46977 – воспитанники замещающих семей). Как показывают проведенные исследования, после выхода из организации и замещающей семьи оценка уровня своего благополучия у выпускников снижается. Докладчик рассказала о том, что социально-психологическое обследование воспитанников и выпускников направлено на выделение личностных ресурсов и дефицитов, которые способствуют или препятствуют их успешной интеграции и социализации. Для специалистов анализ полученных результатов позволит выявить мишени помощи и выстроить работу, направленную на мобилизацию их ресурсов.

В.Н. Ослон сделала акцент на том, что на основании социально-психологического обследования воспитанников делаются прогнозы, во-первых, успешности социально-психологической адаптации выпускников в новых коллективах и в условиях самостоятельной жизни в целом, во-вторых, психологического здоровья, отсутствия депрессивности, тревожности, эмоциональной неустойчивости и, в-третьих, возможной дезадаптации выпускника.

В рамках выступления была презентована «психограмма» успешного выпускника, включающая высокий уровень сформированности социальных навыков, средний с тенденцией к высокому уровень эмоционального интеллекта, жизнестойкости, диспозиционного оптимизма, средний уровень дифференцированности, структурированности (целостности) и устойчивости, определенности (ясности) «Я-концепции» и низкий уровень показателей по степени склонности к девиантному поведению и выраженности симптомов посттравматического расстройства.

Во второй части своего выступления В.Н. Ослон рассказала о системе психологических качеств и черт, определяющих потенциальную возможность специалистов, являющихся педагогическими работниками, успешно осуществлять подготовку и сопровождение детей-сирот и лиц из их числа. Оценка ресурсов специалистов проводилась на основании методологического подхода, при котором делается акцент на сильных сторонах личности, внутренних и внешних факторах совладания с трудными ситуациями, возможности сохранять здоровье и способность к адаптации несмотря на высокую стрессогенность профессиональной ситуации. В качестве ключевого ресурса спикер выделила эмоциональный интеллект, который рассматривается как основа психологической наблюдательности, эмпатии и социальной перцепции, а также как неотъемлемая личностная составляющая педагогического мастерства, показатель зрелости личности специалиста. Подводя итоги своего выступления, спикер перечислила личностные характеристики, необходимые для успешной деятельности: к ним отнесены жизнестойкость и психологическое благополучие, профессиональная мотивация, ориентация на поддерживающие отношения в коллективе и эффективная эмоциональная саморегуляция.

М.В. Лашкул (г. Москва) представила различные трактовки терминов и определений, используемых специалистами в работе, в том числе при составлении программ подготовки и (или) сопровождения. Так, например, спикер отметила, что понятие «постинтернатное сопровождение» раскрывается как «деятельность участников, осуществляемая путем реализации комплекса мероприятий» либо «оказание системной профессиональной помощи, направленной на профилактику или преодоление трудной жизненной ситуации», или «социальные услуги, а также социальное сопровождение». Поэтому определение единого понятийного аппарата является одной из актуальных задач.

Стандартизация деятельности по сопровождению выпускников в постинтернатный период и по завершении пребывания в замещающей семье

И.А. Бобылева (г. Москва) в своем докладе представила структуру стандарта, включающую область применения, нормативное регулирование, перечислила используемые понятия и определения, среди которых – «выпускники замещающих семей», «организация, осуществляющая сопровождение» и «специалист по сопровождению».

Докладчик обозначила цель и задачи сопровождения, в числе которых содействие выпускнику в:

  • закреплении навыков адаптации в обществе;
  • обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития;
  • получении образования;
  • трудоустройстве;
  • защите личных имущественных и неимущественных прав;
  • реализации права на жилое помещение.

Был представлен алгоритм сопровождения, уделено внимание основным показателям оценки доступности и качества сопровождения, в числе которых перечислены: информирование выпускников о содержании и порядке осуществления сопровождения, осуществляемого в разных формах, достаточность финансовых, кадровых, материально-технических и информационных ресурсов у организации, осуществляющей сопровождение выпускников; а также территориальная доступность службы сопровождения по месту жительства выпускников.

Е.В. Малышева (Владимирская область) раскрыла содержание видов оказываемой педагогической, психологической, юридической, социальной, медицинской, консультативной, а также иной помощи выпускникам в рамках сопровождения, основываясь на практике государственного казенного учреждения Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Собинский детский дом им. С.М. Кирова».

Р.В. Огурцов (Вологодская область) рассказал о порядке и условиях сопровождения выпускников в бюджетном учреждении социального обслуживания «Череповецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наши дети», а также факторах, влияющих на его продолжительность.

Ю.В. Ковалева (г. Москва) представила региональный опыт сопровождения выпускников. Так, постановлением Правительства г. Москвы от 20.09.2011 № 433-ПП определяется форма сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как постинтернатный патронат, основная цель которого – адаптация к самостоятельной жизни указанных лиц. По статистическим данным в Москве в 2022 году зарегистрировано 18980 выпускников, из которых 663 человека заключили договор с патронатным воспитателем. Сопровождение выпускников организовано с учетом степени сложности проблем, выявленных по критериям, предложенным в 2011 году Министерством образования и науки Российской Федерации, согласно которым 1 группа – наиболее самостоятельные выпускники, имеющие достаточно высокий уровень адаптации и социализации; 2 группа – выпускники, у которых есть трудности в адаптации и социализации; 3 группа – выпускники с выраженной дезадаптированностью; 4 группа – выпускники, имеющие нарушения здоровья, психического и/или физического развития. Юлия Викторовна пояснила, что для всех выпускников, выразивших желание заключить договор о постинтернатном сопровождении, проводится диагностика, направленная на выявление факторов десоциализации и мишеней помощи, по ее результатам выпускники распределяются по группам в зависимости от нуждаемости и рекомендуемого уровня (базовый, кризисный, экстренный) помощи. На сопровождении молодые люди могут находиться до 23 лет. По завершении сопровождения внешней межведомственной комиссией проводится оценка успешности их социализации.

В докладе Е.Ю. Ковалевой (Белгородская область) был представлен элемент региональной системы постинтернатного сопровождения выпускников (с 16 до 23-летнего возраста) в виде цифрового пакета электронных документов для организаций различного типа, включающего следующие инструменты: социальная карта, карта оценки жизненной ситуации, карта сопровождения выпускника. Подводя итог своего выступления, спикер отметила, что единая система позволяет специалистам служб постинтернатного сопровождения обеспечить единый подход в их деятельности.

Об организации взаимодействия субъектов сопровождения выпускников рассказала Ю.В. Саласина (ХМАО). В регионе всего 2603 человека, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот. Нормативная правовая база региона позволяет организовать поддержку детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа начиная с 17-летнего возраста, т.е. за год до начала самостоятельной жизни. В этот период несовершеннолетних готовят к самостоятельной жизни, проводят психологическое обследование, собирают общую информацию о «предвыпускнике», заполняя социальную карту. Вся полученная информация хранится в единой электронной базе выпускников, проживающих на территории региона, и группируется по разделам: общая информация, жилье, занятость и доходы, образование, семья. На момент выхода в самостоятельную жизнь специалисты владеют полной и развернутой информацией о них. Совместно с выпускником ставят задачи, планируют действия, поддерживают его в совершении продуктивных действий и анализируют достигнутые результаты, обеспечивая реализацию технологии индивидуального сопровождения (ТИС) [9]. В зависимости от уровня готовности к самостоятельной жизни и степени нуждаемости в помощи работа строится на мониторинговом (1 раз в месяц), поддерживающем (не реже 1 раза в неделю) или интенсивном (2-3 раза в неделю) уровнях сопровождения. Методическое сопровождение специалистов осуществляет созданный региональный ресурсный центр.

В выступлении Т.Н. Есманович (Вологодская область) были обозначены показатели доступности и оценки качества сопровождения выпускников, к которым отнесены: знакомство с информацией о службе, о порядке и условиях осуществления сопровождения; количество обращений за решением жизненных ситуаций и готовность рекомендовать службу, а также активное участие в мероприятиях службы. Спикер сообщила, что проводимый центром мониторинг жизненного становления выпускников организации показал, что 85% респондентов удовлетворены своей готовностью к самостоятельной жизни, чувствуют себя успешными в профессии, семье и социуме.

Опыт регионов: эффективные практики подготовки и сопровождения воспитанников и выпускников с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

И.Ю. Шпитальская (г. Москва) представила программу «Ранний старт» (для подростков начиная с 12-летнего возраста), направленную на подготовку воспитанников с ментальными особенностями развития и психическими расстройствами к жизнеустройству после совершеннолетия, и определила понятие «самостоятельная жизнь» по отношению к воспитанникам с ментальными особенностями как жизнь на максимально возможном уровне самостоятельности (с поддержкой, но без избыточной помощи), выделив три направления развития самостоятельности у воспитанников:

  • повышение участия воспитанников с ментальными особенностями в решении вопросов, касающихся их жизни;
  • снижение объема помощи, необходимой в ежедневных жизненных ситуациях;
  • формирование и развитие активной самостоятельности от инициативы до контроля результата.

В каждом из перечисленных направлений существуют ключевые точки, последовательность выполнения которых создает вектор развития воспитанников. Разработанный алгоритм работы дает возможность снизить объем физической помощи воспитаннику в ежедневных жизненных ситуациях, что позволяет прогнозировать форму его жизнеустройства после совершеннолетия. В Москве на основании данного алгоритма разработан «Порядок организации работы по ранней подготовке воспитанников с ментальными особенностями развития и психическими расстройствами к жизнеустройству после совершеннолетия», в соответствии с которым ведется работа во всех стационарных учреждениях социального обслуживания, где есть воспитанники с перечисленными особенностями (статистические данные докладчика: 9 учреждений, 681 воспитанник старше 12 лет, 200 специалистов прошли обучение). По завершении подготовки воспитанников происходит мягкий переход из организации для детей-сирот в учебно-тренировочное общежитие или квартиры сопровождаемого проживания. Такой «бесшовный» переход, по мнению спикера, возможен благодаря специальной среде с обученными специалистами, разработанными программами и специальными инструментами.

В следующем выступлении Н.М. Массан (г. Москва) представлена технология индивидуального сопровождения выпускников всех форм попечения. Данная технология прошла верификацию и является практикой с доказанной эффективностью [9].

С.В. Филькина (Красноярский край) представила опыт КГКУ «Сосновоборский детский дом» по применению технологии «наставничество» как инструмента, способствующего реализации программ социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников. Через социальное наставничество, профориентационное наставничество и наставничество на производстве реализуется комплекс мероприятий, направленных на помощь в трудоустройстве. Докладчиком сформулированы предложения по отбору кандидатов в наставники с учетом личностных и мотивационных факторов, организации процесса наставничества на основе не только формальных требований по отбору кандидатов с учетом наличия ценности собственного профессионального образования и значимых для наставляемого компетентностей, но и заинтересованности наставника и наставляемого.

М.М. Рамазанова (Вологодская область) поделилась опытом применения еще одной технологии – проектной деятельности, социализации несовершеннолетних в воспитательном пространстве организации.

Программу профессиональной ориентации с трудоустройством несовершеннолетних воспитанников и опыт сотрудничества своей организации с бизнесом представил В.А. Меньшов (г. Москва). Коллективом организации разработаны методология пошагового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов профессии «продавец-консультант» и программа подготовки директоров сети магазинов к роли наставников, а также технология социально-педагогического и психологического сопровождения несовершеннолетних воспитанников на всех этапах процесса трудовой стажировки.

С целью повышения уровня методического и профессионального мастерства в Республике Татарстан создано методическое объединение специалистов служб постинтернатного сопровождения выпускников Республики Татарстан. Е.В. Шириева рассказала об организации взаимопомощи и объединения творческой инициативы специалистов служб постинтернатного сопровождения выпускников. Деятельность методического объединения позволяет решать проблему оказания комплексной помощи в социальной адаптации выпускникам организаций для детей-сирот и школ-интернатов и удовлетворяет профессиональный запрос на разработку практических методов в области постинтернатного сопровождения региона.

О деятельности регионального клуба выпускников «Мы вместе», направленного на создание условий общения, развития взаимоотношений, оказания необходимых помощи и поддержки в вопросах адаптации, самореализации и социализации (по типу сетевых сообществ), рассказала И.А. Кипатова (Волгоградская область). Спикер раскрыла алгоритм действий и организации работы по созданию таких объединений, отметила, что основная работа ведется по профилям профориентации и финансовой информационно-правовой грамотности.

Заключение

Стандартизация деятельности специалистов по подготовке выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатному сопровождению является важной задачей, которая требует подхода, опирающегося на опыт и научные исследования.

Анализ активности во время проведения конференции показывает высокую заинтересованность в таких актуальных вопросах, как:

  • формулирование четких цели, задач, критериев для оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни;
  • описание разделов и примерных мероприятий, которые должны быть в региональных программах подготовки и постинтернатного сопровождения;
  • наличие диагностического инструментария;
  • требования к содержанию программ и кадровому составу.

В ходе докладов была представлена структура стандартов, определены область применения и нормативное регулирование данной деятельности. Было отмечено, что подготовка воспитанников и сопровождение выпускников направлены на обеспечение их адаптации в обществе, развитие физического, психического, нравственного и духовного потенциала, получение образования, трудоустройство, защиту прав и реализацию права на жилое помещение. Особое внимание уделялось алгоритмам подготовки и сопровождения, показателям доступности и оценке качества, которые включают информирование воспитанников и выпускников о порядке осуществления подготовки/сопровождения, обеспечение необходимых ресурсов, а также территориальную доступность (для службы сопровождения).

В докладах был представлен опыт различных регионов, включая Республику Татарстан, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Белгородскую, Владимирскую, Волгоградскую, Вологодскую, Новосибирскую, Челябинскую области, а также Москву, ХМАО и Ямало-Ненецкий автономный округ, который позволяет оценить успешность действующих программ, методов, технологий и практик подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения и разработать эффективные подходы к их поддержке.

Организация взаимодействия субъектов сопровождения является важным аспектом этой деятельности, и в регионах уже созданы нормативные правовые базы, предоставляющие поддержку детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, в период подготовки к самостоятельной жизни. Единство подхода и хорошая информационная база позволяют специалистам эффективно работать с выпускниками и обеспечить им необходимую помощь и поддержку. В целом доклады позволили получить обширную информацию о стандартизации деятельности специалистов и понять, как важно создание единого подхода и согласованной системы в этой области, чтобы обеспечить максимальную успешность адаптации и социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Подводя итоги, материалы, представленные на конференции, можно рекомендовать к использованию представителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и всем заинтересованным лицам сферы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для изучения.

Литература

  1. Анонс научно-практической конференции [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБОУ ВО МГППУ. 2023. URL: https://mgppu.ru/news/13496 (дата обращения: 12.2023).
  2. Бобылева И.А. Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 176–188. DOI:10.17759/pse.2021260614
  3. Видеозапись конференции [Электронный ресурс] // Youtube. 2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Nz3gORqsMOo (дата обращения: 06.12.2023).
  4. Клюева А.В. Основные проблемы социального сопровождения в формировании готовности к самостоятельной жизни выпускников интернатных учреждений с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы науки и образования. 2020. № 19(103). С. 36–42.
  5. Меркуль И.А., Волчанская В.О. Оценка готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников замещающих семей к самостоятельной жизни: обзор и анализ региональных практик [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 37–46. DOI:10.17759/ssc.2021020203
  6. Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Зайцев Г.О., Колесникова У.В. Субъективное благополучие молодых людей из числа детей-сирот в условиях перехода в самостоятельную жизнь [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 272–293. DOI:10.17759/psylaw.2023130419
  7. Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Ресурсы устойчивости у выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей с разными профилями эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 252–271. DOI:10.17759/psylaw.2023130418
  8. Пост-релиз научно-практической конференции [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБОУ ВО МГППУ. 2023. URL: https://mgppu.ru/news/13524 (дата обращения 6.12.2023).
  9. Программа «Строим будущее вместе» [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!». 2023. URL: https://detskyfond.info/projects/stroim-budushhee-vmeste/ (дата обращения: 08.12.2023).
  10. Семья Г.В. Сравнительный анализ постинтернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: двадцать лет спустя [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 4. С. 25–41. DOI:10.17759/psylaw.2021110403
  11. Шульгина Т.А., Кетова Н.А., Клюева А.В. К вопросу о социальном сопровождении формирования готовности к самостоятельной жизни детей-сирот с ОВЗ // Социальные регуляторы обменных процессов: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России (Курск, 16 декабря 2021 года). Курск: Курский государственный медицинский университет, 2021. С. 90–95.

Информация об авторах

Меркуль Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3808-6076, e-mail: merkul07@mail.ru

Волчанская Виктория Олеговна, кандидат психологических наук, директор, АНО «Центр содействия детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Два крыла», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-2713, e-mail: vmerkul@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 160
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 41

Скачиваний

Всего: 14
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6