Гендерно-ролевые установки как фактор субъективной карьерной успешности женщин

94

Аннотация

Гендерно-ролевые установки, основанные на доминирующей гендерной идеологии в обществе, которая определяет нормативные модели поведения для мужчин и женщин, отражаются в вовлеченности женщин в карьеру, принятии решений относительно своей карьеры и формирования карьерного пути. Механизм связи установок с субъективной карьерной успешностью женщин мало изучен. Цель работы — определение механизмов, связывающих гендерно-ролевые установки и карьерную успешность женщин. В исследовании принимали участие работающие женщины в возрасте от 18 до 65 лет (N=91). Были выделены четыре механизма: управляемость карьеры, страх негативной реакции в случае успеха, значимость работы и планирование карьеры, предположительно опосредующие связь имплицитных и эксплицитных установок женщин по отношению к гендерным ролям с субъективной карьерной успешностью. Результаты показали, что имплицитные и эксплицитные установки напрямую не связаны с субъективной карьерной успешностью и удовлетворенностью карьерой у женщин. Механизмом, связывающим эксплицитные установки и успешность, оказалось планирование карьеры. Именно и только планирование оказалось связано и с эксплицитными гендерно-ролевыми установками, и с субъективной карьерной успешностью, удовлетворенностью карьерой. Кроме того, женщины с эгалитарными эксплицитными установками оценивают ниже управляемость и выше — планирование карьеры, чем женщины с традиционными гендерно-ролевыми установками. Субъективная карьерная успешность связана со значимостью работы и планированием карьеры, но не с управляемостью или страхом отрицательной реакции. Имплицитные гендерно-ролевые установки не связаны ни с одним из четырех механизмов. Модель, в которой планирование карьеры выступает как механизм связи эксплицитных установок и субъективной успешности, была проверена при помощи SEM и показала соответствие эмпирическим данным. Таким образом, планирование карьеры является механизмом связи установок по отношению к гендерным ролям и субъективной карьерной успешности, удовлетворенности карьерой.

Общая информация

Ключевые слова: карьера, успешность, удовлетворенность карьерой, имплицитная самооценка, эксплицитная самооценка, гендерная роль, планирование профессиональной карьеры

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.105

Финансирование. Исследование поддержано грантом РФФИ № 19-013-00275.

Получена: 28.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Емешкина Д.С., Марарица Л.В. Гендерно-ролевые установки как фактор субъективной карьерной успешности женщин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 1. С. 71–94. DOI: 10.21638/spbu16.2023.105

Литература

Alexandrova, E. S., Mararitsa, L.V., Gurieva, S.D. (2020). The phenomenon of “career discount” as a way of coping with gender inequality at the individual level. In: Anan’evskie chteniia — 2020. Psikhologiia sluzhebnoi deiatel’nosti: dostizheniia i perspektivy razvitiia (v chest’ 75-letiia Pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine 1941–1945 gg.) . Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, 8–11 dekabria 2020 goda (pp. 129–131). St Petersburg, Skifiia-print. (In Russian)

Amato, P.R., Booth, A. (1995). Changes in gender role attitudes and perceived marital quality. American sociological review, 60, 1, 58–66.

Artamoshina, Yu. V. (2008). Features of ideas about the success of women performing traditional and non-traditional professional roles. PhD dissertation. (In Russian)

Balabanova, E. S., Efendiev, A.G., Gogoleva, A. S. (2021). Russian working youth: Strategies to achieve well-being. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 14 (1), 33–52. (In Russian)

Bendas, T.V., Kovaleva, O.A. (2016). Factors influencing a woman’s professional success. Lichnost’, sem’ia i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii, 10 (67), 75–82. (In Russian)

Bernard, L.L.(1930). Attitudes, social. In: Encyclopedia of the social sciences, vol. 2, E.R.A. Seligman, A. Johnson (eds) (pp. 305–306). New York, Macmillan.

Boyarkina, M.V. (2018). Spiritual and moral education in the context of gender and role socialization. Scholarly Notes of Transbaikal State University. Ser. Pedagogical Sciences, 13, 5, 53–60. https://doi.org/10.21209/2542-0089-2018-13-5-53-60 (In Russian)

Calás, M.B., Smircich, L., Holvino, E. (2014). Theorizing gender-and-organization: changing times... changing theories? In: Kumra S., Simpson R., Burke R.J. (eds). The Oxford handbook of gender in organizations (pp. 17–52). Oxford, Oxford University Press.

Carvajal, M.J., Popovici, I. (2018). Gender, age, and pharmacists’ job satisfaction. Pharmacy Practice (Granada) , 16 (4), 396.

Cheng, P., Shen, W., Kim, K.Y. (2020). Personal endorsement of ambivalent sexism and career success: An investigation of differential mechanisms. Journal of Business and Psychology, 35 (6), 783–798.

Corrigall, E.A., Konrad, A.M. (2007). Gender role attitudes and careers: A longitudinal study. Sex roles, 56 (11), 847–855.

De Beauvoir, S. (2017). The second sex. St Petersburg, Azbuka-Attikus Publ. (In Russian)

De Vos, A., De Clippeleer, I., Dewilde, T. (2009). Proactive career behaviours and career success during the early career. Journal of occupational and organizational psychology, 82 (4), 761–777.

Desai, S.D., Chugh, D., Brief, A.P. (2014). The implications of marriage structure for men’s workplace attitudes, beliefs, and behaviors toward women. Administrative Science Quarterly, 59 (2), 330–365.

Dominyak, V., Mararitsa, L. (2013). Implicit diagnostics of personality values: prospects and limitations. In: Socio-economic and psychological problems of management: Collection of science articles on the basis of the 1st International science-practical conference. 23–25 April 2013. M.G.Kovtunovich (ed.). Part 1. Moscow, MSPPU Press. Available at: https://psyjournals.ru/social_economical_psychological_/is-sue/63184.shtml (accessed: 08.10.2022). (In Russian)

Eby, L.T., Butts, M., Lockwood, A. (2003). Predictors of success in the era of the boundaryless career. Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior, 24 (6), 689–708.

Ellemers, N. (2014). Women at work: How organizational features impact career development. Policy insights from the behavioral and brain sciences, 1 (1), 46–54.

Enache, M., Sallan, J.M., Simo, P., Fernandez, V. (2011). Career attitudes and subjective career success: Tackling gender differences. Gender in Management, 26, 3, 324–250.

Glotova, G.A. (2008). To the question of the systemic nature of the attitude. Psikhologicheskii Vestnik Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta, 6, 206–223. (In Russian)

Gould, S.(1979). Characteristics of career planners in upwardly mobile occupations. Academy of Management Journal, 22 (3), 539–550.

Greenhaus, J.H., Parasuraman, S., Wormley, W.M. (1990). Effects of race on organizational experiences, job performance evaluations, and career outcomes. Academy of management Journal, 33 (1), 64–86.

Greenwald, A.G., Banaji, M.R. (1995). Implicit social cognition: attitudes, self-esteem, and stereotypes. Psychological review, 102 (1), 4.

Greenwald, A.G., Krieger, L.H. (2006). Implicit bias: Scientific foundations. California law review, 94 (4), 945–967.

Hatchman, B. (2009). Women’s Gender Role Attitudes, Career Salience, and Paid Work Family Conflict: Doctoral dissertation. Auburn.

Igbaria, M., Chidambaram, L. (1997). The impact of gender on career success of information systems professionals: A human capital perspective. Information Technology & People, 10, 1, 63–86.

Igbaria, M., Greenhaus, J.H.(1992). Determinants of MIS employees’ turnover intentions: A structural equation model. Communications of the ACM, 35 (2), 34–49.

Jiang, L., Johnson, M.J. (2018). Meaningful work and affective commitment: A moderated mediation model of positive work reflection and work centrality. Journal of Business and Psychology, 33 (4), 545–558.

Jung, Y., Takeuchi, N. (2016). Gender differences in career planning and success. Journal of Managerial Psychology, 31 (2), 603–623.

Karpinskii, K.V., Volchek, E.Iu., Vashchenko, R.A., Kachinskaia, E.M., Markevich, A.V. (2021). The meaningfulness of the work: theoretical analysis and methodology of psychodiagnostics. Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Ianki Kupaly. Ser. 3. Filologiia. Pedagogika. Psikhologiia, 11 (2), 126–137. (In Russian)

Kets de Vries, M.F. (2009). The many colors of success: What do executives want out of life? Singapore.

Kletsina, I., Joffe, E.V. (2017). Gender norms as a socio-psychological phenomenon: monograph. Moscow, Prospect Publ. (In Russian)

Koekemoer, E., Olckers, C., Nel, C. (2020). Work-family enrichment, job satisfaction, and work engagement: The mediating role of subjective career success. Australian Journal of Psychology, 72 (4), 347–358.

Kulik, L. (2016). Explaining employment hardiness among women in Israel’s ultraorthodox community: Facilitators and inhibitors. Journal of Career Assessment, 24 (1), 67–85.

Lippmann, Q., Georgieff, A., Senik, C. (2020). Undoing gender with institutions: Lessons from the German division and reunification. The Economic Journal, 130 (629), 1445–1470.

Locke, E.A., Latham, G.P. (2006). New directions in goal-setting theory. Current directions in psychological science, 15 (5), 265–268.

Manuel, S.K. (2016). Status as a buffer to the consequences of backlash fear: modification of the backlash avoidance model (Doctoral dissertation) . New Brunswick, Rutgers University-Graduate School.

Moss-Racusin, C.A., Rudman, L.A. (2010). Disruptions in women’s self-promotion: The backlash avoidance model. Psychology of Women Quarterly, 34 (2), 186–202.

 

Odintsova, M.A. (2010). The specifics of the manifestation of rent installation in human behavior. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2 (2), 192. (In Russian)

Osipow, S.H., Winer, J.L. (1996). The use of the Career Decision Scale in career assessment. Journal of Career Assessment, 4 (2), 117–130.

Ozhigova L.N., Kol’tsova L. S. (2019). Guilt among working mothers as a psychological problem. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika, 4, 63–67. (In Russian)

Paullay, I.M., Alliger, G.M., Stone-Romero, E.F. (1994). Construct validation of two instruments designed to measure job involvement and work centrality. Journal of Applied Psychology, 79 (2), 224.

Perugini, C., Vladisavljević, M. (2019). Gender inequality and the gender-job satisfaction paradox in Europe. Labour Economics, 60, 129–147.

Rogus-Pulia, N., Humbert, I., Kolehmainen, C., Carnes, M. (2018). How gender stereotypes may limit female faculty advancement in communication sciences and disorders. American Journal of Speech-Language Pathology, 27 (4), 1598–1611.

Rowatt, W.C., Franklin, L.M., Cotton, M. (2005). Patterns and personality correlates of implicit and explicit attitudes toward Christians and Muslims. Journal for the scientific study of religion, 44 (1), 29–43.

Rudman, L.A., Fairchild, K. (2004). Reactions to counterstereotypic behavior: the role of backlash in cultural stereotype maintenance. Journal of Personality and Social Psychology, 87 (2), 157.

Rudman, L.A., Phelan, J.E. (2008). Backlash effects for disconfirming gender stereotypes in organizations. Research in Organizational Behavior, 28, 61–79.

Rudman, L.A., Phelan, J.E. (2010). The effect of priming gender roles on women’s implicit gender beliefs and career aspirations. Social Psychology, 41 (3), 192.

Sanchez, D.T., Fetterolf, J.C., Rudman, L.A. (2012). Eroticizing inequality in the United States: The consequences and determinants of traditional gender role adherence in intimate relationships. Journal of Sex Research, 49 (2-3), 168–183.

Santos, G.G. (2016). Career barriers influencing career success: A focus on academics’ perceptions and experiences. Career Development International, 21, 1, 60–84.

Shockley, K.M., Ureksoy, H., Rodopman, O.B., Poteat, L.F., Dullaghan, T.R. (2016). Development of a new scale to measure subjective career success: A mixed‐methods study. Journal of Organizational Behavior, 37, 128–153. https://doi.org/10.1002/job.2046

Sousa-Poza, A., Sousa-Poza, A.A. (2003). Gender differences in job satisfaction in Great Britain, 1991–2000: permanent or transitory? Applied Economics Letters, 10 (11), 691–694.

Spurk, D., Kauffeld, S., Barthauer, L., Heinemann, N. S. (2015). Fostering networking behavior, career planning and optimism, and subjective career success: An intervention study. Journal of vocational behavior, 87, 134–144.

Tabellini, G. (2010). Culture and institutions: economic development in the regions of Europe. Journal of the European Economic association, 8 (4), 677–716.

Thomas, W.I., Znaniecki, F.(1984). The polish peasant in Europe and America. Urbana, University of Illinois Press.

Tokareva, G.V., Dorfman, L.Ya. (2014). Implicit processes and their study in Western psychology. Psikhologiia. Psikhofiziologiia, 7 (1), 17–27. (In Russian)

Tosi, J.D., Haworth, N., Díaz-Lázaro, C.M., Poó, F.M., Ledesma, R.D. (2021). Implicit and explicit attitudes in transportation research: A literature review. Transportation research part F: traffic psychology and behaviour, 77, 87–101.

Turetskaia, G.V. (1998). Fear of success: a psychological study of the phenomenon. Psikhologicheskii zhurnal, 19 (1), 37–46. (In Russian)

Utkina, N.Y. (2017). Objective and subjective factors of the development of women’s entrepreneurship in Russia. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, 1 (82), 17–28. (In Russian)

Zhao, K., Zhang, M., Foley, S. (2019). Testing two mechanisms linking work-to-family conflict to individual consequences: do gender and gender role orientation make a difference? The International Journal of Human Resource Management, 30 (6), 988–1009.

Информация об авторах

Емешкина Дарья Сергеевна, магистр психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: emeshkina.dasha@yandex.ru

Марарица Лариса Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3858-5369, e-mail: larisamararitsa@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 116
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 94
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 0