Психологическая устойчивость личности в свете психологии ценностей: диалектика постоянства и изменчивости

208

Аннотация

Вопросы трансформации ценностей приобретают актуальность в современных психологических исследованиях и образовательных практиках, затрагивают разные уровни познания, образуют общее проблемное поле социогуманитарного знания, где ценностные приоритеты человека служат основанием его поведенческих стратегий, субъективных предпочтений, политических пристрастий. Между тем проблема взаимосвязи ценностей и психологической устойчивости личности в транзитивном обществе остается недостаточно исследованной. Целью статьи является обсуждение психологической устойчивости личности в контексте психологии ценностей. Установлено, что опора на ценности в ситуации социокультурных изменений, осознанность и саморефлексивность являются предпосылками психологической устойчивости личности, которая в зависимости от разных исследовательских ракурсов может быть проинтерпретирована двояко: с одной стороны, как самодетерминация, внутренний локус контроля, приверженность сознательно выбранным жизненным ориентирам, с другой — адаптивность, гибкость, готовность ситуативно реагировать на изменения и перестраивать поведенческие стратегии. В этом плане диалектика постоянства и изменчивости становится методологическим основанием для интерпретации психологической устойчивости личности в качестве сложного и антиномичного процесса. Соединяя субъективное и объективное, эмоциональное и концептуальное, экзистенциальное и когнитивное содержание, ценности выступают мостом между исследованиями личности и общества, психологии и социальных наук. Последовательно использован трансдисциплинарный подход как методологическая стратегия, направленная на обобщение в единой концептуальной рамке взаимосвязи развития личности, эволюции общества и культуры, динамики меняющихся в ходе социокультурных трансформаций ценностей. С позиции трансдисциплинарности вводится и обосновывается конструкт «аксиологическое пространство социализации». Конструкт позволяет объединить как целенаправленные воздействия на личность со стороны социального окружения и образовательных институтов, так и рассредоточенные, диффузные, подспудные влияния, обусловленные текущими изменениями повседневности и особенностями современного образа жизни. Предполагается, что в методологическом плане аксиологическое пространство социализации способствует интеграции исследований психологии личности, психологии субъекта, психологии повседневности в области социальных наук.

Общая информация

Ключевые слова: методология, диагностика ценностей, психическая устойчивость личности, субъект, аксиология , социализация, междисциплинарный подход

Рубрика издания: Теория и методология психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.301

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект 22-18-00140 «Динамическая устойчивость личности в пространстве социокультурной неопределенности».

Получена: 27.04.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Гусельцева М.С. Психологическая устойчивость личности в свете психологии ценностей: диалектика постоянства и изменчивости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 3. С. 290–309. DOI: 10.21638/spbu16.2023.301

Литература

Авдеева М. А. О соотношении понятий «аксиологическое общение» и «ценностное общение» // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 152–155.

Алексеева О. С., Ржанова И. Е. Ценности и их связь с базовыми чертами личности // Психологические исследования. 2019. Т. 12, № 63. С. 10. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/233 (дата обращения: 12.01.2023).

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2016.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.

Володин Б. Г. (ред.). Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. М.: Советский писатель, 1988.

Вотинцева Н. Н. Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе. Автореф. дис. … канд. филос. наук. Пермь, 2008.

Гришина Н. В., Костромина С. Н. Процессуальный подход: устойчивость и изменчивость как основания целостности личности // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 3. С. 39–51.

Гусельцева М. С. Практики самодисциплины в транзитивном обществе: стоический ренессанс и скандинавизация потребления // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 3. С. 478–499.

Душенко К. В. История знаменитых цитат. М.: КоЛибри, 2018.

Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006.

Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. М.: Институт психологии РАН, 2013.

Знаков В. В., Залевский Г. В. (ред.). Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. М.: Институт психологии РАН, 2008.

Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. М.: Мысль, 2018.

Йоас Х. Возникновение ценностей. СПб.: Алетейя, 2013.

Леонтьев Д. А. (ред.). Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.

Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37.

Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир психологии. 2017. № 1 (89). С. 24–37.

Махнач А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 4. С. 5–16.

Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива, 2001.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992.

Рогачева Т. В. Проблема становления понятия «жизнеспособность» в отечественной и зарубежной психологии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. № 194. С. 30–37.

Талеб Н. Антихрупкость: как извлечь выгоду из хаоса. Москва: Азбука-Аттикус, 2015.

Темиргазина З. К. Лингвистическая аксиология: оценочные высказывания в русском языке. М.: Флинта, 2015.

Тиллих П. Мужество быть. Киев: Дух і літера, 2013.

Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.

Шатене К. Психология ценностей. Харьков: Гуманитарный центр, 2021.

Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 2. С. 37–67.

Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2006.

Шпрангер Э. Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности. М.: Канон+, 2014.

Brosch T., Sander D. (eds). Handbook of value: perspectives from economics, neuroscience, philosophy, psychology and sociology. Oxford: Oxford University Press, 2016.

Duchek S., Raetze S., Scheuch I. The role of diversity in organizational resilience: a theoretical framework // Business Research. 2020. Vol. 13. Р. 387–423.

Hofstede G. Culture’s consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations. Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.

Lovat T., Toomey R., Clement N. (eds.) International Research Handbook on Values Education and Student Wellbeing. Netherlands: Springer, 2010.

Maddi S. R. Hardiness: The courage to grow from stresses // The Journal of Positive Psychology. 2006. Vol. 1 (3). P. 160–168. http://dx.doi.org/10.1080/17439760600619609

McNiff J. (ed.). Values and Virtues in Higher Education Research. Critical perspectives. New York: Routledge, 2016.

Maio G. R. The psychology of human values. London: Routledge, 2017.

Morchain P. Psychologie sociale des valeurs. Paris: Dunod, 2009.

Roccas S., Sagiv L. (eds). Values and behavior: taking a cross cultural perspective. Zurich: Springer, 2017.

Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.

Rokeach M. (ed.). Understanding Human Values: Individual and Societal. New York: The Free Press, 1979.

Werner E. E. Vulnerable but invincible: a longitudinal study of resilient children and youth. New York: McGraw-Hill, 1989.

Werner E. E. Resilience in Development // Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol. 4 (3). Р. 81–84.

Williams R. Change and Stability in Values and Value Systems: A Sociological Perspective // Rokeach M. (ed.). Understanding Human Values: Individual and Societal. New York: The Free Press, 1979. P. 15–46.

Информация об авторах

Гусельцева Марина Сергеевна, доктор психологических наук, Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии подростка, Психологический институт РАО, Ведущий научный сотрудник Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0545-0612, e-mail: mguseltseva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 119
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 208
В прошлом месяце: 57
В текущем месяце: 48