Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

История одной конференции, рассказанная В.В. Давыдовым Жаку Карпею 13.06.94 1213

Давыдов В.В., доктор психологических наук, Москва, Россия
Божович Л.И., доктор психологических наук, СССР
Запорожец А.В., доктор психологических наук, Москва, Россия
Эльконин Д.Б., доктор психологических наук, член корреспондент, АПН СССР

Аннотация

Подборка архивных материалов включает в себя рассказ В.В. Давыдова о причинах непроведения всесоюзной конференции «Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология» и переиздание успевших выйти тезисов докладов к этой конференции прямых учеников Л. С. Выготского, в которых обобщаются основные результаты многочисленных исследований, намечаются перспективы для новых. Л.И. Божович анализирует проблемы личности в культурно-исторической психологии. Развитие аффективно-потребностной сферы ребенка происходит принципиально по тем же самым законам, что и развитие познавательных психических процессов. Особое внимание в исследованиях Л.И. Божович и ее сотрудников уделяется волевой структуре личности и направленности личности. Развитие потребностей и чувств представляет собой две стороны одного и того же процесса – развития личности. Л.И. Божович предлагает под личностью понимать такой уровень психического развития человека, который позволяет ему управлять и обстоятельствами своей жизни, и самим собой. Личность характеризуют не реактивные, а активные формы поведения. А.В. Запорожец и его группа развивали идеи Л.С. Выготского об эмоциональном мире человека. Результаты исследований показали, что существует тесная системная взаимосвязь между интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферами личности ребенка. Как развитие интеллекта создает определенные предпосылки для формирования высших моральных, эстетических чувств, так существенные изменения в детском мышлении (децентрация) возникают на основе перестройки мотивационно-эмоциональной сферы личности ребенка. Д.Б. Эльконин, показывает, что центральной проблемой концепции Л.С. Выготского является проблема сознания. Вначале сознание выступает как «рефлекс рефлексов», позже Л.С. Выготский формулирует учение о системном и смысловом строении сознания. Психические функции существуют изначально в форме социальных отношений, которые выступают источником возникновения и развития самих этих функций у человека. В этом положении, по словам Д.Б. Эльконина, содержится новый, неклассический подход к сознанию. В этом тексте впервые обосновывается тезис о том, что культурно-историческая психология – пример неклассической науки.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Могу подтвердить, что все рассказанное Василием Васильевичем соответствует происходившему. Трудно передать огорчение, которое испытали здравствовавшие в то время прямые ученики и соратники Л.С.Выготского: Лидия Ильинична Божович, Александр Владимирович Запорожец и Даниил Борисович Эльконин. В качестве слабого утешения мы им, несмотря на запреты, подарили опубликованные материалы конференции. Они, действительно, были превосходно изданы в Институте технической эстетики, где тогда работали соорганизаторы конференции В.М.Мунипов и В.П.Зинченко. Вспоминаю еще одну любопытную деталь: когда мы попросили Мориса Миника снять копию материалов в Ленинской библиотеке, он рассмеялся и сказал, что она уже в США. В 1981 г. ушли из жизни Л.И.Божович и А.В.Запорожец. После их кончины продолжилось наступление на школу Л.С. Выготского в целом, но наиболее оголтело – на школу Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Для В.В.Давыдова это было внове, а закаленный критикой в до- и послевоенные годы, к тому же фронтовик Д.Б.Эльконин, посмеиваясь, говорил, что то ли времена другие, то ли патроны в КГБ отсырели. Досталось и школе А.Н.Леонтьева, но это уже другая история.

В.П. Зинченко

Литература
  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982 — 1984.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика