Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип 1357

Вересов Н.Н., кандидат психологических наук, доцент факультета образования, Университет Монаш, Мельбурн, Австралия, nveresov@hotmail.com

Аннотация

Понятие «ведущая деятельность» рассмотрено в соотношении с другими фундаментальными идеями культурно-исторической психологии («социальная ситуация развития», «взаимодействие реальной и идеальной форм», «психологические новообразования возраста»). Показано, что «ведущая деятельность» по психологическому содержанию не вполне совпадает с понятием «социальная ситуация развития». Представление о развитии психики как линейном индивидуально-хронологическом процессе смены ведущих деятельностей во многом не соответствует тому, как эта проблема рассматривалась и Л.С. Выготским, и Д.Б. Элькониным. Смена ведущих деятельностей есть процесс, за которым кроется и в коем, как в своей форме, находит выражение постоянная структурная реорганизация всей системы деятельностей ребенка как живой, органической системы взаимодействия идеальных и реальных форм. За внешне линейным процессом перехода от одной ведущей деятельности к другой скрыт глубинный процесс поиска и обретения человеком на каждом этапе развития качественно нового пространства возможностей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Итак, на первый взгляд кажется, что в периодизации Д.Б. Эльконина можно заметить не последовательность и даже некоторую противоречивость.

Но... это только на первый взгляд. Упреки эти возможны только при двух условиях.

Условие первое. Можно говорить о непоследовательности периодизации Д.Б. Эльконина, если забыть (или не хотеть помнить), что сам Даниил Борисович писал (и неоднократно), что эта периодизация есть всего лишь гипотеза, имеющая, разумеется, некоторые экспериментальные основания. Сама статья заканчивается словами о том, что «только дальнейшие исследования покажут, насколько в нашей гипотезе правильно отражена действительность психического развития детей» [14, с. 21]. И не вина Д.Б. Эльконина в том, что кое-кто воспринял ее не как гипотезу, т. е. нечто принципиально открытое для дальнейшего развития, уточнения и анализа, а как догму, как истину в последней инстанции, находящуюся вне критики.

Условие второе. Можно говорить о непоследовательности периодизации Д.Б. Эльконина, если исходить из определенного и поверхностного понимания самого текста его статьи и идей, содержащихся в ней. Периодизация выглядит непоследовательной, если читатель не знает (или не хочет знать), в каком контексте (теоретическом и, самое важное, историческом) эта работа Д.Б. Эльконина существует.

На первый взгляд эта периодизация представляет собой пример стадиального, линейного подхода к пониманию развития, правда, с четким выделением не только периодов, но, что особенно важно, критериев, оснований для такого выделения и механизмов, т. е. внутренних противоречий, это развитие (переход от одной стадии к другой) обеспечивающих. Кстати, в обширной литературе, посвященной этой периодизации, она именно так и рассматривается.

Но возможен ли иной взгляд, иное прочтение? Давайте попробуем в качестве первого шага выделить основные понятия, на которых, собственно, и построена периодизация.

Список таких понятий может выглядеть следующим образом:

  • психическое развитие (как переход от одного качественно своеобразного этапа к другому);
  • психологический возраст (как качественный этап в развитии);
  • ведущая деятельность (определяющая путь и направление развития на каждом этапе);
  • противоречие между операционально-техническим и эмоционально-мотивационным аспектами деятельности (как механизм развития);
  • психологические новообразования возраста (как результат развития). Рассмотрим теперь некоторые из них более подробно.

Ведущая деятельность. Как известно, это понятие было разработано А.Н. Леонтьевым и взято Д.Б. Элькониным в качестве основы для периодизации. Напомним в этой связи, как в работах А.Н. Леонтьева определялась ведущая деятельность: «Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности» [8, с. 285]. Следовательно, писал А.Н. Леонтьев, «нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности» [там же].

Развивая этот подход, А.Н. Леонтьев дал развернутую характеристику ведущей деятельности. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. И в-третьих, это деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. «Таким образом, ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» [там же, с. 285–286].

Литература
  1. Вересов Н., Хаккарайнен П. О предпосылках становления учебной деятельности у старших дошкольников // Вестник Международной ассоциации развивающего обучения. 2000. №8.
  2. Вересов Н., Хаккарайнен П. Становление коллективной деятельности у старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. №7.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  5. Давыдов В.В. Последние выступления. Рига, 1998.
  6. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
  7. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002.
  8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. М., 1983.
  9. Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. М., 2003.
  10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  11. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999.
  12. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
  13. Эльконин Б.Д. Психология развития. М., 2001.
  14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  16. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995.
  17. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1987.
  18. Activity: the Theory, Methodology and Problems. Orlando; Helsinke; М., 1990.
  19. Winnicott D.W. Holding and Interpretation. N.Y., 1986.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика