Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6473Ключевые слова 15008 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Глаза как предикторы воспринимаемой физической аттрактивности женских лиц 294

Мещеряков Б.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета в г. Дубне, Дубна, Россия, borlogic@yahoo.com
Ющенкова Д.В., бакалавр, студентка V курса Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Дубна, Россия

Аннотация

Проведено эмпирическое исследование по изучению оценки внешней привлекательности (физиче-cкой аттрактивности) женских лиц. Испытуемыми были люди в возрасте от 20 до 30 лет (10 мужчин и 10 женщин). Для предъявления фотографий и регистрации ответов испытуемых использовалась специальная компьютерная программа. В исследовании проверялись три гипотезы. Во-первых, предполагалось, что наибольший вклад в общую оценку привлекательности лица вносит область глаз (по сравнению с областью носа и рта). Эта айс-гипотеза получила подтверждение с помощью множественной линейной регрессии. Во-вторых, получила также поддержку гипотеза о том, что привлекательность женских лиц может изменяться на протяжении относительно небольших периодов времени в связи с беременностью и родами. В-третьих, получено очередное подтверждение известного факта, что привлекательность лиц влияет на оценку личностных качеств человека: чем выше привлекательность, тем позитивнее оцениваются личностные качества человека.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Экспериментальный материал

В качестве экспериментального материала использовались цветные фотографии молодых женщин. Фотографии предъявлялись с помощью специально разработанной компьютерной программы на дисплее. На фотографиях были представлены женские лица анфас или части этих же лиц (глаза, нос, рот).

Процедура

С каждым испытуемым проводился один опыт, условно разделяемый на две серии.

В первой серии предъявлялись три фотографии женских лиц разного типа (по частям и в целом). Сначала предъявлялись отдельные части лиц: глаза, нос и рот, затем фотографии лиц тех же людей в целом. В итоге количество оцениваемых стимулов составило: 3 (части лица) х 3 (варианта каждой части лица) + 3 (полных лица) = 12. Кроме того, после формальной оценки внешней привлекательности лица в целом экспериментатор просил испытуемого перечислить возможные личностные характеристики изображенной женщины.

Во второй серии последовательно предъявлялись фотографии лиц 10 женщин (незадолго до беременности, во время беременности и вскоре после родов). Максимальный возрастной интервал между фотографией до беременности и после родов не превышал 2 лет. Порядок предъявления стимулов для каждого испытуемого был рандомизированным (случайным).

Испытуемые сообщали о своей оценке привлекательности лиц или частей лица с помощью шкалы с пятью вербальными градациями (при обработке им присваивались указанные ниже числовые значения):

  • - 10 – крайне неприятный;
  • - 5 – умеренно неприятный;
  • 0 – безразличный;
  • + 5 – умеренно приятный;
  • +10 – крайне приятный.

Результаты

Анализ данных по оценке аттрактивности трех лиц в целом и их частей

Основные описательные статистики (среднее и стандартное отклонения) для оценок аттрактивности трех лиц в целом и их частей представлены в табл. 1. Данные этой таблицы позволяют заметить, что лицо 1 и принадлежащие ему глаза и рот имеют наивысший показатель аттрактивности. Любопытно, что лицо 2 в целом, получившее наименьшую оценку аттрактивности, обладает наиболее привлекательным носом, а глаза и рот оцениваются ниже, чем у двух других лиц. На первый взгляд такие результаты предполагают некоторое соответствие между общими оценками аттрактивности и оценками частей, хотя пока ничего определенного сказать о значимости отдельных частей нельзя.

Аналогичные данные для мужской и женской подвыборок испытуемых представлены в табл. 2. По этим данным можно сказать, что лицо 1 и у мужчин, и у женщин получает наивысшие оценки. Однако мужчины и женщины расходятся в оценке самого непривлекательного лица: для мужчин это лицо 3, а для женщин – лицо 2. Между мужчинами и женщинами есть еще одно различие, касающееся оценок отдельных частей лица. Мужчинам больше всего понравились все части лица 1, в то время как женщинам больше нравятся глаза лица 3, нос – лица 2, а рот – лица 1. Хотя для более точных суждений требуется дополнительная статистическая проверка, но и поверхностный анализ полученных данных позволяет предположить, что мужчины и женщины имеют разные понятия о привлекательности женских лиц, т. е. их эталоны красоты явно не совпадают.

Литература
  1. Зинченко В.П. Духовность (Духовное, Дух) // Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.; М., 2003. С. 149–150.
  2. Мещеряков Б.Г. Аттрактивность // Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.; М., 2003. С. 48.
  3. Мещеряков Б.Г. Фейс-символы как психологические орудия // Культурно-психологическая психология. 2006. № 1.
  4. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение: Учебник. СПб., 2004.
  5. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб., 2002.
  6. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.
  7. Bull R., Rumsey N. The Social Psychology of Facial Appearance. N. Y., 1988.
  8. Patzer G. L. The Physical Attractiveness Phenomenon. N. Y. , 1985.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика