Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 15 место — направление «Психология» 1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,854 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Моделирование как условие порождения подростками осмысленных гипотез (на примере гипотез о строении и функционировании живых существ) 816
Егорова А.А., младший научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ayegorova@yandex.ru
АннотацияИсследование направлено на выявление условий порождения осмысленных гипотез подростками. Было высказано предположение о том, что основную роль в этом процессе играет модель, отображающая существенные отношения и выступающая в роли средства рассмотрения конкретной предметной реальности. Для проведения исследования был выбран материал о строении и функционировании живых существ. Обучающий эксперимент проводился с учащимися VIII—IX классов школ Москвы и Перми. Часть испытуемых училась по стандартной образовательной программе, часть — по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. В исследовании были выстроены формы экспериментального обучения, показавшие роль процесса моделирования в становлении осмысленных гипотез. Было показано, что переход от порождения аутистических (на основе фантазирования) и эгоцентрических (на основе субъективных предпочтений и прошлого опыта) гипотез к порождению осмысленных гипотез осуществляется через построение модели, отображающей существенные отношения предметной области, относительно которой строятся гипотезы. Ключевые слова: способ действия, моделирование, осмысленная гипотеза, подростковый возраст Рубрика: Эмпирические исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи В данной работе произведена попытка исследования процесса порождения осмысленных гипотез. Целью исследования было выявление условий, при которых происходит выдвижение детьми осмысленных гипотез о строении и функционировании живых существ. Высказано предположение о том, что основную роль в этом процессе играет модель, отображающая существенные отношения и выступающая в роли средства рассмотрения конкретной предметной реальности. Это предположение подтвердилось результатами экспериментальной работы. Участие модели в процессе порождения гипотез стало критерием, позволяющим разделить гипотезы учащихся на три уровня: необоснованные предположения на основе фантазирования («аутистические» гипотезы); предположения о строении и функционировании живого существа, не учитывающие всей ситуации в целом, центрированные на одном из условий, которое зависит от субъективных предпочтений и прошлого опыта («эгоцентрические» гипотезы); предположения, базирующиеся на объективных критериях, составляющих основания собственных действий («де-центрированные», или осмысленные, гипотезы). Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что децентрация мышления в незнакомой или малознакомой предметной области возможна (для подавляющего большинства учащихся) лишь в условиях специально организованного обучения. Переход от порождения «аутистических» и «эгоцентрических» гипотез к порождению осмысленных гипотез действительно осуществляется через построение модели, отображающей существенные отношения предметной области, относительно которой порождаются гипотезы. Литература
Статьи по теме
Психология личности, Психология развития | Собкин В.С., Федотова А.В. Клиническая психология | Атаджыкова Ю.А., Ениколопов С.Н. Психология развития | Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях Инклюзивное образование, Психология личности | Волосникова Л.М., Федина Л.В., Кукуев Е.А., Патрушева И.В., Огороднова О.В. Академическая мобильность для всех: между видением и реальностью |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |