Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Моделирование как условие порождения подростками осмысленных гипотез (на примере гипотез о строении и функционировании живых существ) 733

Егорова А.А., младший научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, Психологический институт РАО, Москва, Россия, ayegorova@yandex.ru

Аннотация

Исследование направлено на выявление условий порождения осмысленных гипотез подростками. Было высказано предположение о том, что основную роль в этом процессе играет модель, отображающая существенные отношения и выступающая в роли средства рассмотрения конкретной предметной реальности. Для проведения исследования был выбран материал о строении и функционировании живых существ. Обучающий эксперимент проводился с учащимися VIII—IX классов школ Москвы и Перми. Часть испытуемых училась по стандартной образовательной программе, часть — по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. В исследовании были выстроены формы экспериментального обучения, показавшие роль процесса моделирования в становлении осмысленных гипотез. Было показано, что переход от порождения аутистических (на основе фантазирования) и эгоцентрических (на основе субъективных предпочтений и прошлого опыта) гипотез к порождению осмысленных гипотез осуществляется через построение модели, отображающей существенные отношения предметной области, относительно которой строятся гипотезы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В данной работе произведена попытка исследования процесса порождения осмысленных гипотез. Целью исследования было выявление условий, при которых происходит выдвижение детьми осмысленных гипотез о строении и функционировании живых существ. Высказано предположение о том, что основную роль в этом процессе играет модель, отображающая существенные отношения и выступающая в роли средства рассмотрения конкретной предметной реальности. Это предположение подтвердилось результатами экспериментальной работы.

Участие модели в процессе порождения гипотез стало критерием, позволяющим разделить гипотезы учащихся на три уровня: необоснованные предположения на основе фантазирования («аутистические» гипотезы); предположения о строении и функционировании живого существа, не учитывающие всей ситуации в целом, центрированные на одном из условий, которое зависит от субъективных предпочтений и прошлого опыта («эгоцентрические» гипотезы); предположения, базирующиеся на объективных критериях, составляющих основания собственных действий («де-центрированные», или осмысленные, гипотезы).

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что децентрация мышления в незнакомой или малознакомой предметной области возможна (для подавляющего большинства учащихся) лишь в условиях специально организованного обучения. Переход от порождения «аутистических» и «эгоцентрических» гипотез к порождению осмысленных гипотез действительно осуществляется через построение модели, отображающей существенные отношения предметной области, относительно которой порождаются гипотезы.

Литература
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М., 1984.
  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  3. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1962.
  4. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2002.
  5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М., 2000.
  6. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  8. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981.
  9. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей/ Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001.
  10. Обухова Л.Ф. Формирование системы физических понятий в применении к решению задач // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности/ Под ред. П.Я. Гальперина. М., 1968.
  11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999.
  12. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М., 1980.
  13. Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
  14. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. № 6.
  15. Чудинова Е.В. О разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки МАРО // Вестник (МАРО). 2002. №2.
  16. Чудинова Е.В. Методическое пособие к курсу «Биология», 1-й год обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). Рукопись.
  17. Шваб Д. Настольная книга для преподавателей биологии. М., 1974.
  18. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
  19. Эльконин Б.Д. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы. Рукопись.
  20. Эльконин Д.Б. Детская психология М., 2004.
  21. The Essential Piaget / Ed. by H.E. Gruber, J.J. Voneche. N. Y. , 1977.
  22. Venger A., Rotenberg V., Desiatnikova Y. Evalution of search activity and other behavioral attitudes in indefinite situations // Dynamic Psychiatry. 1996. № 160/161.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика