Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Функция искусства в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского 1175

Улыбина Е.В., доктор психологических наук, профессор Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия, ulib@mail.ru

Аннотация

Теоретическая статья посвящена психологическому анализу теории катарсиса, представленной в работе Л.С. Выготского «Психология искусства». Проведенный анализ показал, что если терапевтический катарсис (практика психоанализа) возвращает субъекту смысл ситуации и эмоций, то эстетический катарсис формирует чувства. Предложенная Л.С. Выготским модель рассматривается через соотнесение с современной психологией и физиологией эмоций, с практикой терапевтического катарсиса и «Поэтикой» Аристотеля. На основе проведенного анализа делается вывод о принципах функционирования катарсиса как механизма интериоризации культурно-исторических смыслов. Предлагается описание феномена катарсиса в контексте теории развития высших психических функций. Выделены условия возникновения и существования эстетического катарсиса: усиление эмоционального переживания за счет отсутствия моторной разрядки; соотнесение индивидуальных переживаний с содержанием произведения, включающего в себя многообразие смыслов; наличие дистанции по отношению к содержанию.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Эстетический катарсис возможен при наличии следующих условий: 1) усиления эмоционального переживания за счет отсутствия моторной разрядки; 2) соотнесения индивидуальных переживаний с содержанием произведения, включающего в себя многообразие смыслов; 3) дистанции по отношению к содержанию.

Рассмотрим эти условия подробнее.

  1. Противопоставление внешнего моторного действия, которое могло быть стимулировано аффектом, и культурно детерминированной эмоции строится по той же схеме, что и взаимодействие хватательного движения и указательного жеста. Известно, что двигательная разрядка усиливает действие чувства, перенося его из внешнего плана во внутренний, телесный. Отсутствие моторного компонента усиливает вегетативный, собственно телесный компонент. «Эмоция начинается с гипертонуса, внешним проявлением которого является преобразование не использованной по назначению энергии в спазматические движения: смех, слезы, беспорядочные действия. Соразмерная тоническая реакция выступает естественной и необходимой предпосылкой любого действия; в этом случае тоническая реакция локализована. В эмоциях же, наоборот, эта тоническая реакция диффузна, генерализована и может лишь затруднить выполнение предполагаемого движения. В конечном счете она ведет к тремору и хаотическим, неупорядоченным движениям» [15, с. 156]. То есть эмоция действительно является в некотором роде замещением действия. При этом незавершенная стрессогенная ситуация вызывает большее напряжение, чем столь же стрессогенная, но завершенная. Физиологи отмечают, что при «подавляемом гневе висцеральные реакции значительно сильнее, чем при аффективной вспышке...» [там же, с. 161].

Однако если остановиться на этом понимании, то придется признать, что эффект катарсиса сводится лишь к наименованию и воспитанию чувств, а момент удовольствия определяется только возможностью пережить сильный аффект без моторной разрядки. Зачем все это субъекту?

Литература
  1. Аристотель. Поэтика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1982.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  5. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984.
  6. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 1998.
  7. Жижек С. Порнография, ностальгия, монтаж: триада взгляда // Все, что вы хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока). М., 2003.
  8. Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.
  9. Лакан Ж. Семинары. Т. 1. М., 1998.
  10. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.
  11. Нюрнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. М., 1999.
  12. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
  13. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.
  14. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991.
  15. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1975.
  16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  17. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.

Культурно-историческая психология, историческая психология, психология истории, психология искусства, функция искусства в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика