Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих детей, так интересовавших Выготского 1706

Басилова Т.А., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, bassilova@yandex.ru

Аннотация

В статье описывается богатая событиями и достаточно драматическая биография известного отечественного дефектолога И.А. Соколянского (1898—1960) до конца 30-х гг. — в общее время жизни и деятельности с Л.С. Выготским. Подробно приводится описание забытой сейчас, но известной в 20—30-е гг. прошлого века методики «цепных сочетательно-двигательных реакций», предложенной И.А. Соколян-ским для обучения глухих детей. Эта методика позволяла обучить глухого первоклассника пониманию письменной или устной (по чтению с губ) инструкции учителя по выполнению цепочки действий за очень короткое время. Л.С. Выготский видел в этой методике новое направление будущей сурдопедагогики, построенной по принципу логической связной речи. Рассказывается о методах обучения слепоглухонемых детей, которые И.А. Соколянский применял в организованной им в Харькове школе-клинике для слепоглухонемых в 1923—1936 гг., о том, какие задачи обучения, он ставил перед разными по уровню психического развития и активности слепоглухими и какими методами добивался в этом успехов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В августе 1924 г. в Харьковском детском доме глухонемых по предложению и под руководством И. А. Соколянского была начата новая экспериментальная работа с глухими детьми по так называемому «цепному методу», но на немецком языке. Цель этого эксперимента заключалась в проверке доказательства продуктивности предложенной методики. На немецком языке работа велась, для того чтобы исключить возможное влияние уже имеющихся у детей навыков чтения с губ. Все инструкции глухим детям давались на немецком языке устно, а затем письменно по аналогичной схеме. Меньше чем за месяц работы глухих детей I классов удалось научить пониманию устных и письменных инструкций на немецком языке, причем навыки оказались довольно стойкими: при проверке усвоенного материала через полтора месяца дети правильно выполняли инструкции на немецком языке, данные в установленном и случайном порядках, почти всех пройденных ранее цепочек действий. При организации подобного эксперимента со старшеклассниками обращалось внимание подростков на разницу в произнесении и написании инструкций на разных языках [12].

Высокие результаты обучения глухих по методу И. А. Соколянского так впечатлили Л. С. Выготского, что он включил проверку этого метода в 1925 г. в свой план опытной проверки «наиболее интересных современных синтетических систем обучения речи» глухонемых [8, c. 324]. В другой своей работе 1925 г. Л. С. Выготский писал: «Этот метод ведет к обучению речи преимущественно через чтение с губ. В основу мышления здесь пытаются положить не речевые ощущения, крайне неясные, а более рельефные и доступные глухонемому зрительные ощущения от образов слов на губах говорящего, от слов, написанных на доске, и моторные ощущения... Если описанные методы и нуждаются в многолетней разработке и проверке на опыте, то одно во всяком случае несомненно уже сейчас: это направление, в котором пойдет будущая сурдопедагогика. Принцип логической связной речи бесспорно принадлежит будущему» [там же, с. 109–110].

Обсуждая этот метод в опубликованной в 1929 г. работе, Л. С. Выготский писал: «Многие авторы, в том числе и я, анализировали обучение слепых и глухих с точки зрения условных рефлексов и приходили к глубочайше важному выводу: нет никакой принципиальной разницы между воспитанием зрячего и слепоглухого ребенка, новые условные связи завязываются одинаковым способом и с любого анализатора, влияние организованных внешних воздействий является определяющей силой воспитания. Целая школа под руководством И. А. Соколянского разрабатывает новую методику обучения глухонемых речи на основе этого учения и достигает при этом поразительных практических результатов, и теоретических положений, предвосхищающих построения самой прогрессивной европейской сурдопедагогики» [там же, с. 43].

В это же время И. А. Соколянский пробовал применить свой метод при обучении слепоглухих детей в созданном им новом учреждении для слепоглухонемых, на базе Харьковской школы слепых в 1923 г. Первая группа слепоглухих воспитанников начала обучение уже в 1925 г. В первое время Школа для слепоглухонемых подчинялась органам образования Наркомпроса Украины и числилась только учебно-воспитательным учреждением. В 1925 г. Наркомпрос ставил перед организатором этого учреждения И. А. Соколянским только одну, но достаточно трудную задачу — практическую разработку системы и методов работы со слепоглухими детьми. С этой задачей он справился блестяще.

Американская журналистка Л. Вильсон, посетившая харьковскую школу-клинику в то время так написала о своих впечатлениях: «Достигнутые же результаты прямо ошеломляют. Пятеро детей — один высокоодаренный, двое — нормальных, двое — слабоодаренных, одна славная голубоглазая девочка 15 лет и один 20-летний юноша — воcпитываются в Харьковской опытной школе. Молодой человек разговаривает и вполне удовлетворительно выполняет функции слесаря. Все воспитанники владеют основными навыками обслуживания, сами убирают постели, едят, как превосходно воспитанные люди, бодро и весело играют и совместно гармонично работают. По словам учителей, привитие повседневных навыков и включение в коллектив являются самой трудной работой, гораздо более трудной, чем обучение речи. Столовая украшена фотографиями Елены Келлер, против которой находятся и фотографии воспитанников. Один врач и один педагог заняты исключительно этими семью слепоглухими... Развитие каждого отдельного воспитанника отражено графически и фиксировано в специальном дневнике. Существует ряд лабораторий. Две приспособлены к наблюдениям рефлексов у слепоглухого ребенка. Специальная лаборатория оборудована новейшими микрофонами немецкого образца, которые также используются и в доме глухонемых при обучении речи...» [10, с. 65–66]

И. А. Соколянский, знакомый с отечественным и зарубежным опытом обучения слепоглухих, видел недостаточность американского опыта в «случайности» его построения. Протест вызывало у него и стремление к раннему религиозному образованию слепоглухих. К этому времени он стал убежденным противником чисто устного метода обучения глухих и слепоглухих, который когда-то применялся и за рубежом, и в приюте для слепоглухих детей Петербурга.

По его убеждению, было невозможно «начинать работу со слепоглухими с такого материала, который требует огромной сложности мозговой работы, в то время как ребенок не может не только обслужить себя собственными силами в обыденной жизни, но не имеет даже самых элементарных навыков для таких операций, как еда, умывание, одевание, обувание и пр. Вся педагогическая система строилась на иных основаниях: слепоглухой ребенок в бытовых условиях осваивался до приобретения полной бытовой самостоятельности и культуры.

Литература
  1. Автобиография И.А. Соколянского 1930 г. // ЦГАОР Украины.
  2. Басилова Т.А. Иван Афанасьевич Соколянский // Дефектология. 1989. № 2.
  3. Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухих детей в России // Дефектология. 1999. № 2.
  4. Басилова Т.А. И.А. Соколянский — сурдопедагог //Материалы Второго Московского симпозиума по истории глухих. М., 1999.
  5. Басилова Т.А.,Чулков В.Н. И.А. Соколянский (биография). В библиографическом указателе «Иван Афанасьевич Соколянский». М., 1989.
  6. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996.
  7. Выготский Л.С. Опытная проверка новых методов обучения глухонемых детей речи // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  8. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  9. Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Выготский Л.С. Собр. соч.:В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  10. Вильсон Л. Новые школы в новой России. М., 1928 // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
  11. Рау Ф.А. О воспитании и обучении слепоглухонемых: Стенограф. выступ. на науч. конф. Гос.пед. ин-та дефектологии. 10 марта 1940 г. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.,1980.
  12. Сметухина Н.И., Офицерова Р.Н. Обучение глухонемых чтению и письму по методу воспитания «цепных сочетательно-двигательных реакций» // Украинский вестник рефлексологии. 1926. № 2.
  13. Смолич Ю. Рассказы о непокое. М., 1971.
  14. Соколянский И.А. Об обучении украинских глухонемых детей родному языку//Труды Всероссийского съезда деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, состоявшегося в Москве с 27 по 31 декабря 1910 г. М., 1911.
  15. Соколянский И.А. На педагогические темы // Вiльна Украiна. Киiв. 1917. № 1.
  16. Соколянский И.А. Методика цепных звеньев // Вопросы рефлексологии. 1926. № 1.
  17. Соколянский И.А. Организация педагогического процесса по комплексной системе: Методика и методическая техника // Игра, сказка и романтика в работе с детьми. Харьков, 1927.
  18. Соколянский И.А. Основные навыки в поведении лич-ности//Основные проблемы педологии в СССР. М., 1928.
  19. Соколянский И.А. Обучение слепоглухих детей // Обучение   и   воспитание   слепоглухих   /   Под   ред. И.А. Соколянского, А.И. Мещерякова / Известия АПН РСФСР. 1962. Вып. 121.
  20. Хиллинг Г. Прометей Макаренко и «Главбоги» Педо-лимпа: Соколянский, Залужный, Попов. Марбург, 1997.
  21. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1985.
  22. Ярошевский М.Г. Л.Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика