Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Об одной из форм акустической агнозии: Косноязычие в речи и письме 1318

Боскис Р.М., доктор педагогических наук, ученый-дефектолог, профессор, член-корреспондент, Академии педагогических наук, Украина
Левина Р.Е., доктор педагогических наук, советский педагог, психолог, основоположник советской логопедии, Москва, Россия

Аннотация

Статья, опубликованная более 70 лет назад, не потеряла актуальности. В ней реализованы некоторые идеи об изучении речи, предложенные Л.С. Выготским. В психологии существовало мнение, что корни косноязычия лежат в недостаточности мышечной системы ребенка. Авторы обосновывают положение об иной природе косноязычия. При схожей симптоматике механизмы косноязычия могут быть различными. В данной статье рассматривается косноязычие, обусловленное нарушениями сенсорного порядка. Представлен детальный анализ нескольких клинических случаев косноязычия. Во всех случаях затруднения в овладении правильным письмом следует ожидать и нарушения в речи, и наоборот. И эти затруднения имеют общую природу. Опираясь на положение Л.С. Выготского о первичности смыслового восприятия, а также на учение о фонеме как о части целостной системы, экспериментально показано, что в описанных случаях имеет место недоразвитие в сфере интегрирующей деятельности акустического восприятия, которое по своей симптоматике может быть названо акустической агнозией. Во всех описанных случаях ребенок неправильно говорит и пишет не потому, что имеет моторный дефект речевого аппарата, а из-за нарушений восприятия окружающей речи.

Ключевые слова: косноязычие, фонема, нарушения чтения, акустическая агнозия

Рубрика: Из истории науки

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Предисловие к публикации

Статья Рахили Марковны Боскис и Розы Евгеньевны Левиной была опубликована 70 лет тому назад. Почему же она и сейчас представляет для нас интерес? Чтобы ответить на этот вопрос, начну издалека.

В архиве А. Р. Лурия есть зеленая папка. На ней написано «Доклады и материалы по ИП», т. е. по инструментальной психологии. В этой папке находится тетрадка, которая содержит конспекты докладов Льва Семеновича Выготского. В записи, которая обозначена ЭДИ, т. е. Экспериментально-дефектологический институт, от 27.01.34 заголовок «Л. С. Анализ детских афазий». В этот день Лев Семенович сделал доклад, который включал теоретическое введение, посвященное различиям афазий и алалий, затем следовал разбор клинического случая — нарушения речи у ребенка.

В конце Лев Семенович дает заключение о механизмах нарушения речи у данного ребенка. Обратимся к записи Алек.. сандра Романовича: «Что здесь Grundstorung? (базовое нарушение, первичный дефект. — Т. А.). Фонологическое нарушение. Усвоение звуков не структурно, отс.[юда] — заучивание всех слов происходит наново, отс.[юда]: формальная дисциплина его речи = 0». На полях примечание А. Р. Лурия: «У нормы приобретение группы новых слов = новые возможности».

В «Мышлении и речи» Лев Семенович Выготский пишет, что «современное фонологическое направление в лингвистике» разработало новое понимание единицы звуковой стороны речи (вспомним методологическое требование Выготского анализа по единицам!), в соответствии с которым она (единица) «не отдельный звук речи, но фонема, то есть далее неразложимая фонологическая единица, которая сохраняет основные свойства всей звуковой стороны речи в функции означения» (Выготский, т. 2, с. 20). Эта формулировка является изложением определений фонемы, почерпнутых из статьи Романа Якобсона «Заметки о эволюции русской фонологии...», помещенной в томе 2 «Трудов Пражского лингвистического кружка» (1929), экземпляр которого сохранился у ученицы Л. С. Выготского — Розы Евгеньевны Левиной.

Понятие фонемы Л. С. Выготский применил к анализу патологии речи. И уже вслед за ним синдром нарушений речи у детей с первичным дефектом фонематического слуха описывали Р. М. Боскис и Р. Е. Левина (1936). У взрослых это нарушение было исследовано А. Р.Лурия (1941, 1947).

Общеизвестно, что Роза Евгеньевна Левина входила в пятерку ближайших молодых учеников Л. С. Выготского. По распределению она поехала работать в Курск, а потом по инициативе Льва Семеновича Выготского и при поддержке Израиля Исааковича Данюшевского Р. Е. Левиной было поручено возглавить небольшую коррекционную группу, которой сразу присвоили обязывающее название «Клиника речи». Группа была организована при Экспериментально-дефектологическом институте (сейчас это Институт коррекционной педагогики РАО). Заботливое отношение Л. С. Выготского к ученикам отчетливо выступает в его письмах к ним, в частности в письмах к Р. Е. Левиной. Обязательно прочитайте их, если вы еще их не читали. Они опубликованы в «Вестнике МГУ» (2004, № 3). Об отношении Розы Евгеньевны ко Льву Семеновичу Выготскому говорят написанные ею вместе с Н.Г. Морозовой воспоминания (Левина Р. Е., Морозова Н. Г. Воспоминания о Л. С. Выготском // Дефектология. 1984. № 5). Однако еще более показателен тот факт, что в 1935 г. Р. Е. Левина готовит к печати большую статью Л. С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства», опубликованную отдельной брошюрой в 1936 г. Это было время, когда упоминание имени Выготского могло повлечь самые серьезные последствия.

В статье 1936 г. Рахиль Марковна и Роза Евгеньевна также упоминают имя Учителя.

Если учесть, что никто из создателей фонологической теории не назван авторами (вспомним, что при этом статьи по фонологии стояли у Розы Евгеньевны на книжной полке), можно понять, что, несмотря на риск (шел 1936 г.), авторы просто не могли не написать, что они следуют идеям Л. С. Выготского.

Чем еще поучительна публикуемая статья? Она содержит подробное описание двух случаев нарушения речи у детей. Эти примеры показывают нам, как ученики Л. С. Выготского проводили клинические разборы, какой разнообразной информацией они пользовались для описания проблем ребенка.

Сотрудница ЭДИ Л. С. Гешелина берегла конспекты разборов Л. С. Выготского, но они не сохранились. И потому для нас особенно ценны любые свидетельства о клинической школе Л. С. Выготского. Всем известно, какие прекрасные разборы больных делал А. Р. Лурия. И это тоже школа Выготского.

В своей статье авторы утверждают, что «косноязычие не является во всех случаях нарушением однородным. Механизмы косноязычия в разных случаях при сходной симптоматике могут оказаться совершенно различными». Это вполне современная мысль, которая до сих пор не теряет своей актуальности, поскольку многие об этом забывают .. и рассматривают только симптомы, а не лежащие под ними механизмы Grundstorung.

Т. В. Ахутина

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика