Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

О знаковых системах, замещающих естественный язык * 1187

Браудо Т.Е., заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната для глухих детей № 65 Москвы, Москва, Россия
Фрумкина Р.М., доктор философских наук, главный научный сотрудник Института языкознания Российской академии наук, Москва, Россия

Аннотация

В аналитической статье показано, что развитие интеллекта невозможно без опоры на знаковую систему, которой у здорового ребенка является естественный язык. Показаны пути замещения естественного языка другими знаковыми системами, которые могут обеспечить коммуникацию и развитие интеллекта у детей с глубокими нарушениями слуха и речи. Разговорный жестовый язык глухих есть самосовершенствующаяся знаковая система, способная заменить при определенных условиях естественный язык. Для детей, имеющих другие нарушения (ранний детский аутизм, алалия и др.), разрабатываются системы «поддерживающей альтернативной коммуникации». В статье критически рассмотрена одна из таких систем — «Блисс». Но все имеющиеся системы есть лишь «мостики», которые в потенциале, перспективе должны позволить «неговорящим» детям перейти к общению посредством естественного языка. Показаны возможные пути разработки знаковых систем, замещающих естественный язык на ранних этапах овладения речью при разных вариантах дезонтогенеза.

Ключевые слова: знаковые системы, естественный язык, системы поддерживающей альтернативной коммуникации, ранний детский аутизм, аутизм, нарушения слуха, алалия

Рубрика: Дискуссии и дискурсы

Тип: научная статья

* С разрешения авторов статья представлена по журналу «Научно-техническая информация». Сер. 2. 2000. № 4.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Системы замещения естественного языка, привносимые извне

В противоположность положению дел в среде глухих «неговорящие» дети, у которых речь не сформирована по иным причинам, чем глухота, оказываются социально и психологически одинокими. В социуме такие дети не образуют группу ни в каком из смыслов этого слова. Классификации, используемые медиками и педагогами, столь же необходимы, сколь и условны. Так, мы можем констатировать, что у данного ребенка алалия — нарушение формирования речи, как правило являющееся следствием органических поражений мозга разной степени тяжести. В отличие от алаликов, которые хотели бы общаться и говорить, но говорить не могут, аутичные дети исходно не имеют потребности в общении и не говорят именно поэтому. Но найти двух одинаковых аутичных детей еще труднее, чем двух одинаковых алаликов. Когда «неговорящий» ребенок, будь он с алалией, с синдромом раннего детского аутизма или с иной патологией любого генезиса, но с теми же следствиями, попадает в поле зрения «стороннего наблюдателя», то последний чаще всего испытывает своего рода шок. Перед ним не обычный ребенок, у которого, условно говоря, всё на месте, кроме речи, а существо, которое мычит, издает странные звуки, мечется в попытках реализовать какую-то свою потребность или, наоборот, пассивно смотрит в никуда, монотонно раскачивается из стороны в сторону, а на попытку контакта отвечает агрессией. Наиболее актуальной поэтому оказывается проблема самой примитивной коммуникации, благодаря которой ребенок мог бы быть понятым кем-то еще, кроме матери, которая понимает ребенка на уровне обеспечения его первичных потребностей. Эта ситуация знакома каждому практику, работающему с «неговорящими» детьми, и в общих чертах относится ко всем неговорящим детям, у которых сохранны слух и зрение, вне зависимости от причин, по которым не формируется речь и, как следствие, отстает интеллект.

Если осмыслить проблему минимально необходимой коммуникации теоретически, то это будет выглядеть так: для контакта с неговорящим ребенком необходимо искать особую знаковую систему, выполняющую функции, сходные с функциями ЕЯ. Эту знаковую систему приходится привносить извне, т. е. каким-то образом изобретать ее.

Заметим, что в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с системами, в определенных ситуациях функционально замещающими ЕЯ. Такова, например, система дорожных знаков. Некоторые знаки в этой системе иконичны, т. е. означающие пусть весьма приблизительно, но похоже на означаемое: например, две сужающиеся линии предупреждают о сужении дороги. Другие изображения (означающие) содержательно никак не связаны со своим обозначаемым, т. е. произвольны по отношению к содержанию, таков, например, «кирпич» — красный прямоугольник, указывающий на запрет движения.

Еще одна известная система — это пиктограммы, т. е. стандартизованные изображения, рассчитанные на передачу сообщения людям, говорящим на разных языках, и используемые в общественных местах, таких, как, например, метро, аэропорты, вокзалы, гостиницы и т. п. (Сводки пиктограмм, используемых в практике американских учебных программ, см. в [8, 9].) Известно, что во времена, предшествовавшие всеобщей грамотности, знаком «булочной» служила не вывеска, а обобщенное изображение кренделя. Очевидно, что эта ситуация функционально мало отличается от той, когда вместо надписи «Камера хранения» мы видим схематизированное изображение чемодана и зонта.

Поэтому, когда для тех, кто не может ни говорить, ни читать, в качестве замещающей ЕЯ знаковой системы предлагаются некие упрощенные и предположительно общепонятные изображения, — это достаточно естественный ход мысли, он соответствует вековому опыту. Другое дело, насколько такой подход соответствует специфическим целям, обсуждаемым в данной работе, — замещению ЕЯ как первичной знаковой системы у тех индивидов, которые не могут овладеть ЕЯ на путях нормального онтогенетического развития.

Следуя этой общей цели, западные педагоги начиная с 1960-х гг. стали разрабатывать системы так называемой поддерживающей альтернативной коммуникации (augmentative and alternative communication, или ААС). Независимо от того, как именно воплощена та или иная конкретная система, у всех этих систем есть общая идеология. Кратко ее можно сформулировать так:

Литература
  1. Зайцева Г.Л., Фрумкина Р.М. Психолингвистические проблемы изучения жестового языка глухих // Дефектология. 1981. № 1.
  2. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М., 1991.
  3. Звонкин А.К. Абстракции с языковой поддержкой // Язык и структура знания. М., 1990.
  4. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: Классификации и сериации. М., 1963.
  5. Фрумкина Р.М. Проблема «язык и мышление» в свете ценностных ориентаций // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989.
  6. Фрумкина Р.М. Языковые гештальты и проблема представления знаний // Сборник научных трудов, посвященный 70-летию М. Янакиева. София, 1993.
  7. Фрумкина Р.М. Науки о человеке и современные концепции развития речи ребенка (аналитический обзор) // НТИ. Сер. 2. 1994. № 7.
  8. Фрумкина Р.М. Язык и овладение знаковыми операциями // НТИ. Сер. 2. 1994. № 10.
  9. Фрумкина Р.М. Когнитивная лингвистика или психолингвистика наоборот? М., 2006.
  10. Фрумкина Р.М. Теории среднего уровня в современной лингвистике // Вопросы языкознания. 1996. № 2.
  11. Фрумкина Р.М. Сходство и категоризация в ракурсе эпистемологии: современное состояние проблемы // НТИ. Сер. 2. 1998. № 8.
  12. Фрумкина Р.М. Работы Ю.А. Шрейдера о познавательных стратегиях // НТИ. Сер. 2. 1999. № 8.
  13. Фрумкина Р.М., Звонкин А.К., Касевич В.Б., Ларичев О.И. Представление знаний как проблема // Вопросы языкознания. 1990. № 6.
  14. Фрумкина Р.М., Мостовая А.Д. Овладение неродным языком как обучение знаковым операциям // Вопросы языкознания. 1990. № 5.
  15. Bliss Ch.K. Semantography (Blissymbolics): a simple system of 100 logical pictorial symbols, which can be operated and read like 1 + 2 = 3 in all languages. 3rd ed. Sydney, 1978.
  16. Curtiss S. Abnormal language acquisition and modularity of language // Linguistics: the Cambridge the survey / Ed. F. G. Newmeyer. Cambridge, 1988. Vol. 2.
  17. Jonston T. Auslan Dictionary: a Dictionary of the sign Language of the Australian Deaf Community. Maryborough, 1990.
  18. Johnson R.M. The Picture Communication Quide. Solana Beach, 1995.
  19. Mayer-Johnson R.M. The Picture Communication Symbols: The wordless edition. Solana Beach, 1995.
  20. McDonald E.T. Teaching and Using Blissymbolics: Written for Use by Instructors of Communicatively Impaired Persons. Toronto, 1989.
Книги по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика