Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Опыт комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с диагнозом «эпилепсия» 1291

Гущин Ю.В., аспирант, ассистент кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Дубна, Россия, gusjv@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу возможностей и направлений психолого-педагогического сопровождения детей с эпилепсией. Автор приводит результаты своей практики по оказанию комплексной психолого-педагогической помощи ребенку с эпилепсией. Анализируются изменения в психологическом статусе ребенка и их возможные механизмы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сравнительный анализ данных первичного и последнего нейропсихологического обследования позволяет выявить следующую динамику в психологическом статусе ребенка:

  • улучшение произвольного внимания (среднее время поиска 20 чисел по таблицам Шульте снизилось с 245 до 166 секунд);
  • сглаживание симптомов кинестетической диспраксии;
  • повышение устойчивости слухоречевой памяти к интерферирующим воздействиям (отсроченное воспроизведение улучшилось с 3 до 5 слов);
  • улучшение пространственного мышления;
  • развитие правополушарной (гештальт) стратегии зрительно-пространственного анализа и синтеза;
  • повышение целостности стратегии копирования рисунка;
  • улучшение вербально-логического мышления (в методике «Четвертый лишний» количество верно решенных заданий увеличилось с 0 до 7);
  • снижение эмоциональной расторможенности и эксплозивности;
  • устойчивые парагнозии при восприятии зашумленных картинок;
  • низкий объем и прочность зрительной памяти;
  • сохранение метрических и топологических ошибок при копировании рисунка;
  • устойчивые сложности с речевым оформлением своих мыслей.

Эти результаты свидетельствуют о том, что наиболее устойчивыми к коррекционно-педагогическому воздействию оказываются те психические процессы, психофизиологическое обеспечение которых наиболее тесно связано с пострадавшими участками коры головного мозга. В рассматриваемом случае такими участками являются теменно-затылочные зоны коры левого полушария и лобные отделы головного мозга. С первыми связаны сукцессивный зрительно-пространственный анализ и память, со вторыми — регуляция, программирование и контроль поведения, произвольное внимание, речевая активность.

Из приведенных выше данных видно, что у обследуемого ребенка функции, связанные с лобными структурами, поддаются большей коррекции по сравнению с функциями, связанными с теменно-затылочными структурами коры головного мозга.

Одновременно наблюдаемое улучшение пространственного и вербально-логического мышления мы относим как за счет улучшения функций лобных отделов (регуляция, программирование и контроль), так и функционирования зоны ТРО коры левого полушария (квазипространственный анализ и синтез).

Таким образом, проведенная психокоррекционная программа привела к положительным изменениям в психическом статусе ребенка. Самыми резистентными к коррекционному воздействию оказались психические процессы, психофизиологическое обеспечение которых наиболее тесно связано с пострадавшими участками мозга, что подтверждает взгляды Л. С. Выготского [3].

Следует отметить, что описанные выше изменения стали возможны только на фоне медикаментозной терапии противосудорожными препаратами, которая привела к практически полному исчезновению эпилептических приступов.

Литература
  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропси-хологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // Школа здоровья. 2002. № 4.
  2. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
  3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2005.
  5. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. СПб., 2001.
  6. Кононова М.П. Эпилепсия // Детская патопсихология: Хрестоматия // Под ред. Н.Л. Белопольской. М., 2000.
  7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 2000.
  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002.
  9. Ляпидевский С.С. Невропатология: Естественнонаучные основы специальной педагогики. М., 2000.
  10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
  11. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. М., 2005.
  12. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  13. Цветкова Л.С. Концептуальный аппарат нейропсихологии детского возраста // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М.; Воронеж, 2001.
  14. Цыганок А.А., Гордон Е.Б. Коррекция пространственных представлений у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. М., 1999. Вып. 2,
  15. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.
  16. Rourke B.P., Va n Der Vlugt H., Rourke S.B. Practice of Child-Clinical Neuropsychology: An Introduction. Swets & Zeitlinger, 2002.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика