Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Методы нейропсихологической коррекции мексиканских дошкольников с дефицитом внимания 1145

Кинтанар Л., координатор магистратуры по нейропсихологической диагностике и реабилитации факультета психологии Автономного Университета г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, lquinr@siu.buap.mx
Соловьева Ю., преподаватель-исследователь магистратуры по нейропсихологической диагностике и реабилитации, факультета психологии Автономного Университета г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, lquinr@siu.buap.mx

Аннотация

Показаны результаты нейропсихологической коррекции 14 мексиканских дошкольников с диагнозом дефицита внимания. Программа коррекции построена на основе нейропсихологического анализа, разработанного в рамках подхода А.Р. Лурия. Задачей коррекционной работы было развитие произвольной деятельности и целенаправленного общения в группе сверстников-дошкольников. Основными методами выступили групповые и индивидуальные игры, рисование, символизация и различные формы целенаправленной деятельности с участием психолога. Было использовано внешнее опосредование с помощью конкретных действий и предметов в игровой деятельности с постоянным сопровождением речью психолога. Конечное нейропсихологическое обследование показало значительное улучшение при выполнении заданий, включающих механизмы программирования и контроля, моторной организации движения и действий, пространственных анализа и синтеза. Результаты проведения коррекции свидетельствуют об эффективности использования данной программы и возможности ее применения при коррекции детей дошкольного возраста с диагнозом дефицита внимания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Для развития пространственного восприятия проводился анализ реальных ситуаций с предметами и игрушками. Эти ситуации предполагали наличие пространственных отношений в материальном и, позднее, перцептивном планах (снизу / сверху; слева / справа; в / из; на / под; больше / меньше и т. д.). Такие отношения анализировались при наличии предметов, при их отсутствии (по памяти) с помощью рисунков и моделей ситуаций, в играх на прятание и нахождение предметов и игрушек по инструкции, включающей пространственные отношения.

Таким же образом осуществлялось сравнение предметов и ситуаций по их определяющим признакам (цвет, форма, размер, материал и т. д.) и временным и пространственным отношениям, таким, как «сегодня / вчера / завтра»; «до / после»; «быстро / медленно» и т. д.

Процесс формирования предметных образов и графической деятельности включал следующие этапы:

  • выделение элементарных наглядных признаков предметов (цвет, форма, размер, материал и др.);
  • сравнение предметов по этим признакам;
  • выделение глобальной формы предметов с помощью материализованных геометрических форм;
  • сравнение реальных предметов по признаку общей (формы глобальной);
  • графическое изображение формы;
  • графическое изображение некоторых деталей предмета;
  • графическое изображение предметов по памяти.

Работа на более сложном уровне развития графической деятельности проходила такие этапы, как:

  • выделение признаков пространственного расположения предметов при их наличии или по памяти (сад, двор, кухня, место проведения коррекционных занятий);
  • схематическое изображение пространственного расположения этих предметов в графическом плане;
  • действие прятания интересного для ребенка предмета с помощью ориентировки в схематическом пространстве;
  • нахождение предмета по словесным инструкциям с использованием схематически изображенного про странства.

Изначально все виды игр вводились и отрабатывались на индивидуальных занятиях, после чего включались и проигрывались на групповых. Мы считаем, что включение групповых занятий необходимо для этой категории детей, так как только здесь можно сформировать смысл целенаправленной игровой деятельности. Именно этот вид деятельности способствует формированию психологической готовности ребенка к школе и развитию его личности. Это особенно актуально в таких странах, как Мексика, где в дошкольных учреждениях преобладают свободная игра и свободное рисование, что мало способствует развитию ребенка вообще и слабых функциональных звеньев его деятельности в частности, прежде всего в таких тяжелых случаях.

Процедура. Исследование проходило по трем этапам: начальное психологическое и нейропсихологическое обследование, цикл коррекционных групповых и индивидуальных занятий и заключительное обследование. Работа с программой коррекции проводилась в течение четырех месяцев, по четыре занятия в неделю, по 50—60 минут каждое. В течение недели проходило три индивидуальных и одно групповое занятие, в котором принимали участие пять детей и два психолога. Дети получали домашнее задание, которое проверялось на каждом последующем занятии.

Литература
  1. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М., 1998.
  2. Бахтин М.М. Человек у зеркала // Бахтин М.М. Избранные сочинения: В 7 т. Т. 5. М., 1997.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М., 1984.
  4. Выготский Л.С. Проблема умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 1991.
  5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
  7. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.
  8. Лебединский В.В., Марковская И.Ф., Лебединская К.С., Фишман М.Н., Труш В.Д. Нейропсихологический и нейрофизиологический клинический анализ анoмалий в психическом развитии детей как проявление минимальной мозговой дисфункции // А.Р. Лурия и современная психология. М., 1982.
  9. Лебединский В.В. Проблемы развития в норме и патологии // I Международная конференция памяти А.Р. Лу-рия: Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Аху-тиной. М., 1998.
  10. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.
  11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  12. Мачинская Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания // Журнал высшей нервной деятельности. 2003. Т. 53. № 2.
  13. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.
  14. Осипова Е.А., Панкратова Н.В. Динамика нейропси-хологического статуса детей с разными вариантами проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья. 1997. № 4.
  15. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1985.
  16. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
  17. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 1995.
  18. Barkley R.A. Hyperactivity and attention deficit disorder // Research and Science. 1998. V. 11.
  19. Cohen R.A. The Neuropsychology of Attention. N.Y.., 1993.
  20. Goldstein S., Goldstein M. Managing Attention Disorders in Children. N. Y. , 1989
  21. Flores D., Quintanar L. Tratamiento neuropsicolo gico en ninos prescolares con TDA con predominio de deficit de atencion // Solovieva Yu., Quintanar L. (eds). Metodos de intervencion en la neuropsicologia infantil. Mexico, 2001.
  22. Pineda D., Rosselli. Hyperactivity and attentional deficit // Rossellii M., Ardila A., Pineda D., Lopera F. (eds). Child Neuropsyhology. Advance in Research, Theory and Practice. Medellin, 1997.
  23. Quintanar L., Bonilla R., Hernandez A., Sanchez A., Solovieva Yu. La Funcion regulatora del lenguaje en ninos con deficit   de   atencion   //   Revista   Latinoamericana   de Pensamiento y Lenguaje y Neuropsychologia Latina. 2001. V.9. № 2.
  24. Quintanar L., Solovieva Yu. Pruebas de evaluacion neu-ropsicologica infantil. Mexico, 2003.
  25. Salmina N.G., Filimonova O.G. Diagnostico y correc-cion de la voluntariedad en la edad preescolar y escolar menor. Mexico, 2001.
  26. Santana R., Paiva H., Lustenberger I. Trastorno por de ficit de atencion con hiperactividad. Montevideo, 2003.
  27. Solovieva Yu. Desarrollo de la actividad intelectual y su evaluacion. Una aproximacion historico-cultural. Mexico, 2004.
  28. Solovieva Yu., Quintanar L., Bonilla R. Propuesta de correccion neuropsicologica en ninos con trastorno por deficit de atencion // Santana R., Paiva H., Lustenberger I. (eds). Trastorno  por  deficit  de   atencion  con   hiperactividad. Montevideo, 2003.
  29. Solovieva Yu., Quintanar L., Bonilla R. Analisis de las funciones ejecutivas en ninos con deficit de atencion // Revista Espanola de Neuropsicologia. 2003. V. 5. № 2.
  30. Talizina N.F. Manual de Psicologia Pedagogica. Mexico, 2000.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика