Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов 1451

Салмина Н.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры «Психологии образования и педагогики» факультета психологии МГУ, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия, salmina2005@yandex.ru
Тиханова И.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования» МГППУ, Москва, Россия, tihan@bk.ru

Аннотация

В данной статье рассматривается соотношение двух психологических конструктов: внутренней позиции школьника (ВПШ) и социальной желательности (СЖ) с точки зрения структуры, динамики становления, значения при переходе в новую социальную ситуацию развития. Оба конструкта исследуются в рамках проблемы становления человека как субъекта социальных отношений. Показывается, что наряду со стремлением занять новое социальное место при переходе к младшему школьному возрасту у ребенка появляется способ социально желательного действия, позволяющий включиться в новую социальную ситуацию, выстроить отношения со значимыми участниками. Отмечается, что данный способ действия стоит за феноменом «социальной желательности» и проявляется в социально желательном поведении. Приводятся данные экспериментального исследования, в котором показано, что у детей, владеющих социально желательным способом действия, выстраиваются благоприятные отношения с участниками новой социальной ситуации.

Рубрика: Проблемы развития

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Данные эмпирического исследования

Для изучения «социальной желательности» как осознанного способа социального действия (ССЖД) в ситуации вхождения в новую социальную ситуацию совместно с Т.Е. Иовлевой было проведено эмпирическое исследование, в котором ожидалось получить резкое возрастание СЖП в присутствии значимого другого именно при переходе в новую социальную ситуацию [13]. Кроме того, необходимо

было выявить, как выстраиваются отношения субъекта, владеющего данным способом, со значимыми участниками новой социальной общности. За точку отсчета был взят переход в школу.

Метод

Был разработан опросник и процедура диагностики для измерения уровня СЖП у детей дошкольного (6 лет), младшего школьного (7—8 лет) и младшего подросткового возрастов (10—12 лет).

Первоначальной основой для опросника послужила методика «Шкала одобрения» D.P. Crowne и D. Marlowe, которая была разработана для взрослых и позволяла диагностировать ориентацию на ожидание одобрения [16]. Данная методика была переведена и адаптирована к взрослой выборке Ю.Л. Хани-ным [14]. В основе методики лежат описание типичных ситуаций взаимодействия и деятельности, а также принятые в них нормы поведения.

Созданный авторами данного исследования опросник социально-желательного поведения составлен с учетом возрастных особенностей исследуемых групп детей [13]. Подбор вопросов при создании опросника осуществлялся по двум направлениям: по содержанию норм и правил, предъявляемых в этом возрасте к субъектам взаимодействия, и типам ситуаций, в которых эти нормы должны быть реализованы. При формировании содержательной стороны утверждений учитывались также ведущие мотивы, виды деятельности, характерные для разных возрастов. Например, для дошкольников и младших школьников — это игра и учение, для младших подростков — общение со сверстниками, роль которого начинает возрастать. Для выявления норм и правил, характерных для данных возрастов, было проведено экспертное интервью. Первую группу экспертов составили дети, которым предлагалось согласиться или не согласиться с правилами и нормами, сформулированными в опроснике. Вторую группу экспертов составили специалисты, работающие с данным возрастом (воспитатели, учителя).

Во всех вариантах опросника выделены одни и те же типы ситуаций: работа и поведение на уроках (для дошкольников — на занятии); взаимодействие с взрослым (близкий и далекий взрослый); взаимодействие со сверстниками; самостоятельное выполнение норм в отсутствии взрослого. Возрастная специфика ситуаций для разных возрастов отражается в содержании вопросов, расстановке акцентов. Например, в дошкольном возрасте в ситуации взаимодействия с взрослым преобладает роль близкого социального взрослого, роль далекого взрослого возрастает в младшем школьном возрасте и особенно персонифицируется в фигуре учителя. Поэтому в варианте для дошкольников есть утверждения такого типа: «Когда мама просит меня помочь, а ребята зовут играть, я иду играть», а в варианте для младших школьников появляется утверждение «Мне важно, что думает обо мне учитель, какой я».

Для младших школьников включено больше, чем для дошкольников (на занятии), утверждений, касающихся поведения и работы на уроке.

В опроснике для подростков при сохранении тех же типов ситуаций и участников взаимодействия возрастает количество вопросов на взаимодействие со сверстниками. При формулировании утверждений, касающихся самостоятельного выполнения норм в отсутствии взрослого, учитывалась внешняя мотивация — ситуативность, привлекательность объекта. Например, для младших школьников это утверждение «Если бы у меня был плащ-невидимка, я бы прошел в магазин и набрал шоколада и жвачек, сколько захотел», а для подростков — «Если бы я был человеком-невидимкой, я бы пошел в магазин и набрал модной одежды».

В опросниках для детей дошкольного и младшего школьного возраста было по 26 утверждений, для младших подростков — 27 утверждений.

Литература
  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1982.
  5. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004.
  7. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учебное пособие. М.; Воронеж, 2005.
  8. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5.
  9. Нежнова Т.Д. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1968. №1.
  10. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
  11. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1.
  12. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича. М., 1986.
  13. Салмина Н.Г., Иовлева Т.Е., Тиханова И.Г. Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование феномена социально-желательного поведения в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2006. № 4.
  14. Ханин Ю.Л. Шкала Марлоу—Крауна для исследования мотивации одобрения. Л., 1976.
  15. Edwards A .L. The Social Desirability Variable in Personality Assessment and Research. N. Y., 1957.
  16. Crowne D.P., Marlowe D. A new scale of social desirability independent of psychopathology // J. Consult. Psychol. 1960. V. 24.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика