Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Содействие продвижению творчества в школах: возможности применения теории деятельности 721

Дэниелс Г., PhD, профессор, научный сотрудник, факультет образования, колледж Грин Темплтон, Оксфорд, Великобритания, harry.daniels@education.ox.ac.uk
Лидбеттер Дж., доктор психологических наук, преподаватель педагогической психологии на факультете образования Бирмингемского Университета, Бирмингем, Великобритания, J.V.Leadbetter@bham.ac.uk
Соарес А., преподаватель курса по естественным наукам факультета образования, Университет г. Бирмингем, Бирмингем, Великобритания
МакНэб Н., научный сотрудник факультета образования Университета г. Бирмингем, Бирмингем, Великобритания, n.a.macnab@bham.ac.uk

Аннотация

В статье описаны результаты исследования профессионального обучения в рамках межшкольного партнерства, нацеленного на продвижение творчества в школах. Методология, на которую опирается исследование, была разработана И. Энгестрёмом и его коллегами в «Центре теории деятельности и исследований работы организаций» в Хельсинки. Эта методика представляет собой определенную форму вмешательства, включающую подготовку и помощь в проведении семинаров, на которых структурные противоречия, лежащие в основе новых видов деятельности, вычленяются и формулируются таким образом, чтобы участники могли проработать конфликты, которые в противном случае могли бы остаться скрытыми и неизученными. Данный подход опирается на работы русских психологов ХХ века — Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева. В них постулируется, что развитие творчества требует определенных орудий и контекстов для подобных новаторских форм деятельности. В настоящем исследовании выдвигается предположение о том, что это утверждение отражает развитие творческой деятельности лишь частично.

Рубрика: Психологическая практика

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Введение

В настоящей статье описываются результаты исследования, нацеленного на обучение специалистов, которые работают в школах, ориентированных на установление межшкольного сотрудничества, способствующего внедрению творчества в учебный процесс. В рамках данного сотрудничества учителя оказывались включенными в деятельность, в которой преодолевались не только границы их собственной школы (деятельность осуществлялась и в других школах), но и профессиональные границы (она подразумевала взаимодействие с художниками, музеями, галереями и т. д.), и протекала она в относительно непривычном и недостаточно изученном педагогическом контексте (в котором развивается творчество во всех относящихся к учебному плану сферах). Наше исследование преодоления границ опирается на культурно-историческую теорию деятельности (Cultural Historical Activity Theory, CHAT) [3]. В статье также обсуждаются новые подходы к сбору данных, разработанные в рамках сформированной под влиянием CHAT методологии исследования деятельности в ее развитии «Центром исследования работы организаций» в г. Хельсинки [5, 7, 16].

Данный проект спонсирован Креатив Партнершипс (Creative Partnerships, далее КП) через посредничество Английского совета по искусству. КП является государственной программой, «нацеленной на раскрытие потенциала и стремлений школьников, развитие их творчества и воображения». КП ставит своей целью «установление подлинного сотрудничества и партнерских взаимоотношений ради развития проектов в области специализации участников, отражающих их интересы и общие взгляды. КП помогает школам определиться в том, чтo им необходимо, и затем дает им возможность устанавливать и поддерживать долгосрочные партнерские взаимоотношения с различными организациями и частными лицами. Глобальная цель заключается в том, чтобы преобразовать ожидания участников, побуждая их к дальнейшему обучению и творческой работе, а также призвать к тому, чтобы мыслить в более широком образовательном и временном контексте» (http://www.creative-partner-ships.com/aboutCP/).

Мы исследовали обучение специалистов в рамках сотрудничества, объединившего одну специализированную школу, четыре средних школы и несколько творческих и художественных коллективов и учреждений (таких, как галерея, танцевальная группа, местный музей и т. п.) в пригороде одного из городов центральной Англии. В этом исследовании путем вмешательства (intervention study) нас прежде всего интересовала практика обучения, существующая внутри и между школами, и творческими организациями, с которыми они сотрудничали.

Литература
  1. Brighouse T. (2002a) 'The View of a Participant During the Second Half — a Perspective on LEAs since 1952' , Oxford Journal of Education 28(2&3): 188—196 .
  2. Brighouse T. (2002b) Comprehensive schools then, now and in the future — is it time to draw a line in the sand and create a new ideal. The Caroline Benn and Brian Simon Memorial Lecture.
  3. Cole M. (1996) Cultural Psychology: A once and future discipline, Cambridge Mass: Harvard University Press.
  4. Creese A., Daniels H., Norwich B. (2000) 'Evaluating Teacher Support Teams in secondary schools: supporting teachers for SEN and other needs'. Research Papers in Education Vol... 15 (3), pp 307—324.
  5. Engestrom Y. (1987) Learning by Expanding: an activity-theoretical approach to developmental research (Helsinki:Orienta-Kons.u. ltit).
  6. Engestrom Y. (1995) Objects, contradictions and collaboration in medical cognition: an activity-theoretical perspective, Artificial..Intelligence in Medicine, 7, pp. 395—412.
  7. Engestrom Y. (1999) Innovative learning in work teams: analysing cycles of knowledge creation in practice, in Y. Engestrom et al (Eds) Perspectives on Activity Theory, Cambridge: Cambridge University Press.
  8. Engestrom Y. (2001a) Expansive learning at work: toward an activity theoretical reconceptualization, Journal of Education and..Work, vol. 14 (1), pp.133—156.
  9. Engestrom Y. (2001b) The horizontal dimension of expansive learning: weaving a texture of cognitive trails in the terrain of health care in Helsinki. Finland. Paper presented at the international symposium 'New Challenges to Research on Learning', Marc.. h, 2001, University of Helsinki, Finland.
  10. Engestrom Y. (2004) New forms of learning in co-configuration work. Paper presented to the Department of Information Systems 'ICTs in the contemporary world' seminar, LSE, January 2004.
  11. Engestro..m Y. et al (1999) When the center does not hold: the importance of knotworking, in S. Chaiklin et al (eds.) Activity Theory and Social Practice., M. Hedegaard and U. Jensen, Aarhus University Press.
  12. Hakkarainen P. (2004) Challenges of Activity Theory. Editors Introduction. Journal of Russsian and Eastern European Psychology 42 (2) 3—11.
  13. Leontiev A.N. (1978) Activity, consciousness, and personality (Englewood Cliffs: Prentice Hall.
  14. Seltzer K., Bentley T. (1999) The Creative Age: Knowledge and skills for the new economy, Demos; http://www.demos.co.uk/catalogue/creativeage/
  15. Seltzer K., Bentley T. (2001) The creative age: knowledge and skills for the new economy. London: DEMOS.
  16. Virkkunen J., Engestrom Y., Helle M., Pihlaja J. & Poikela R. (1997). The change laboratory — a tool for transforming work. In T. Alasoini, M. Kyllonen & A. Kasvio (Eds.), Workplace Innovations — A Way of Promoting Competitiveness, Welfare and Employment. Helsinki: Ministry of Labour.
  17. Vygotsky L. (1978) Mind in Society (Cambridge, Mass: Harvard University Press).
  18. Vygotsky L.S. (2004) Imagination and Creativity in Childhood Journal of Russian and East European Psychology, vol. 42, no. 1, pp. 7—97.
  19. Wertsch J.V. (1991) Voices of the mind: A sociocultural approach to mediated action, Cambridge, MA: Harvard University Press.
  20. Wertsch J.V. (1998) Mind as Action, Oxford: Oxford University Press.
  21. Wertsch J.V., Tulviste P. (1992), 'L.S.Vygotsky and contemporary developmental psychology', Developmental Psychology, 28, 4: 548—557.
  22. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2005.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика