Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Возможности применения танцевально-двигательных техник в процессе коррекции заикания у подростков и взрослых 861

Беглова О.А., аспирант отделения логопедии дефектологического факультета Московского государственного педагогического университета, Москва, Россия, vesna@ostrov.net

Аннотация

Выявлены речевые и психофизические особенности заикающихся подростков и взрослых (39 человек в возрасте от 16 до 30 лет, 27 из них — мужского пола, 12 — женского). Разработаны и обоснованы этапы применения танцевально-двигательных техник в комплексной логопсихокор-рекции заикающихся. Поскольку акцент был больше сделан на исследовании физического статуса, то после специального обучения танцевально-двигательным техникам стало ясно, что лишь 31% пациентов нуждаются в продолжении групповых или индивидуальных занятий на поддерживающем либо на повторном курсе логопсихокоррекции.

Рубрика: Психотерапия и психокоррекция

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В связи с этим целью данной работы было выявление речевых и психофизических особенностей заикающихся подростков и взрослых и обоснование необходимости использования танцевально-двигательных техник в комплексной логопсихокоррекции заикающихся.

Исследование проводилось в условиях экспериментальной научно-практической работы на базе отделения логопедии дефектологического факультета МПГУ под руководством Е.Ю. Рау в 2003—2006 гг. В данной научно-практической работе участвовали 5 групп заикающихся подростков и взрослых (39 человек в возрасте от 16 до 30 лет, из них 27 — мужского пола, 12 — женского).

Экспериментальное исследование осуществлялось в соответствии с его целью и реализовывалось посредством его разных видов: констатирующего, обучающего и динамического. Каждый из них состоял из нескольких этапов.

В рамках констатирующего эксперимента были выделены необходимые направления психолого-педагогической диагностики речевого и психофизического статуса заикающихся подростков и взрослых. Результаты служили основой для разработки методики обучающего эксперимента по использованию танцевально-двигательных техник в процессе логопсихокоррек-ции заикания. Данные констатирующего эксперимента были собраны до начала специального обучения на пропедевтическом этапе и отражали исследования:

  • речевого статуса (тип и локализация, степень выраженности речевых судорог, речевые уловки) заикающихся подростков и взрослых посредством логопедического обследования;
  • психического статуса (логофобия) посредством дневников-автобиографий;
  • субъективных физических ощущений в мышцах тела (напряжение, скованность, дрожание, сопутствующие речи движения) и физиологических реакций (красный и белый дермографизм, гипергидроз, ощущения жара и озноба) посредством анализа специально разработанного опросника, схематичной модели изображения тела по методике С.М. Любинской и дневников-автобиографий по методике Ю.Б. Некрасовой.

Полученные результаты речевого статуса посредством логопедического обследования и психического статуса по дневникам-автобиографиям подвергались качественному анализу.

Литература
  1. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
  2. Любинская С.М. От заикания к свободной речи. М., 1970.
  3. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореф. дис. ... д-ра психол наук. М., 1992.
  4. Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе // Дефектология. 1982. № 1.
  5. Горшкова Е. Выразительные движения. Танец души // Свободное тело. М., 2004.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика