Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте 2616

Нгуен М.А., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой либерального образования, Университет Хоа Сен, Хошимин, Вьетнам, minhanh0401@gmail.com

Аннотация

Рассматриваются психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте и перспективы его развития. Идея эмоционального интеллекта обосновывается с помощью теории Л.С. Выготского и его последователей о взаимоотношении и взаимодействии аффекта и интеллекта в психическом развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Проблема развития эмоционального интеллекта является актуальной в дошкольном возрасте, так как этот возраст представляет собой период становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов: сотрудничество, ориентация на мир людей, межличностное общение и нравственное представление.

Рубрика: Проблема развития

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Именно поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Недостаточное развитие этой сферы психики влечет за собой возникновение многих внутриличностных и межличностных конфликтов: расизма, дискриминации, непринятия себя, других, неспособность управлять своими эмоциями, неумение работать в команде и др. В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

В настоящее время в мире существует большое число программ для развития эмоционального интеллекта, преимущественно для взрослых («7 уроков по эмоциональному интеллекту», «Руководство по эмоциональному интеллекту», «IQ Toolkits 1, 2 & 3», «Запертое сердце», «Вы не можете остановить волны, но Вы можете научиться серфингу»... [11, с. 229]). Однако проблема развития эмоционального интеллекта наиболее актуальна в дошкольном возрасте. Вероятно, самым важным различием между коэффициентом умственного развития и коэффициентом эмоционального развития является то, что последний менее всего связан с генетическими факторами (т. е. наследственностью), что дает воспитателям и родителям возможность сделать ребенка таким, чтобы он имел шанс стать преуспевающим и счастливым человеком. Вместе с тем программы развития эмоционального интеллекта для дошкольников должны реализовываться в событиях естественной жизни ребенка. Опыт показывает, что развитие эмоционального интеллекта и связанных с ним личностных качеств способствует не только становлению морального поведения детей, но и их академическим успехам. Мы надеемся, что это откроет интересный путь для многих исследователей и практических работников дошкольных учреждений России и Вьетнама.

Литература
  1. Балакирева Т.С. Эмоции и дети — комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
  2. Выготский Л.С. Cобрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
  4. Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология // Вопросы психологии. 2000. № 4.
  5. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 6.
  6. Кравцова М.М. Сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1930 и 2000 гг.) // Вопросы психологии. 2005. № 5.
  7. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. № 4.
  8. Морозова О., Даведьянова Н., Сикорский А. О постановке воспитания сообразно естественному ходу развития ребенка // Дошкольное воспитание. 1996. № 12.
  9. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов / Под. ред. Л.А. Венгера. М., 1985.
  10. Нъюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб., 2002.
  11. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
  12. Поддьяков А.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. 2002. № 12.
  13. Психология личности и деятельности дошкольника / Под. ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М., 1995.
  14. Стернберг Р.Дж. и др. Практический интеллект. СПб., 2002.
  15. Трофимова Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения. Воронеж, 1975.
  16. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. 1998. № 4.
  17. Яковлева Е.А. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика