Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Социокультурные влияния на когнитивное развитие: взгляд на концепцию энграммы десять лет спустя 773

Прайс Г.Г., профессор, зав. кафедрой магистерских программ факультета методики и методологии преподавания университета Висконсин-Мэдисон, Мэдисон, США, Price@education.wisc.edu

Аннотация

В своем докладе автор в краткой форме анализирует научное наследие Л.А. Венгера и проводит сопоставление его взглядов на детское развитие с концепциями ряда зарубежных исследователей. По его мнению, работы Венгера по допонятийному мышлению позволяют также по-новому взглянуть и на проблему соотношения познания и мозговых механизмов. Отдельно отмечаются трудности, связанные с интегрированием идей Венгера в западную психологическую практику.

Рубрика: Проблема развития

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Образование. Начав с эзотерического теоретического аргумента, я подошел теперь к рассмотрению образовательных возможностей, открываемых работами Леонида Венгера. Начну с плохой новости. Я вижу два препятствия к широкому внедрению программ специального вмешательства (special intervention), разработанных Леонидом Венгером и его коллегами.

Во-первых, очень сложно убедить воспитателей, что маленьким детям важно уметь делать то, чего не умеют сами воспитатели. Действительно, избегание графов и трехмерных планов подобно избеганию математики вообще. Когда профессор Венгер и его коллеги в июне 1990 г. показывали свои работы делегации нашего Висконсинского университета, некоторые из моих коллег-профессоров в панике отказались даже притронуться к материалам.

Во-вторых, некоторые педагоги скептически относятся к тому, чтобы предлагать детям ситуации или задачи, с которыми дети редко имеют дело в данной культуре. В июле 1991 г., когда Вера Брофман в Висконсине рассказывала об использовании визуального моделирования педагогам, работающим с детьми раннего возраста, большинство из них восприняли услышанное враждебно и с недоверием. Многие учителя отказывались верить, что дети 4— 7 лет могут выполнять задачи визуального моделирования, при этом без мук и страданий. Когда развитый четырехлетний ребенок, присутствующий в аудитории, охотно за 30 минут научился тому, что Венгер и его коллеги ожидали бы увидеть после года занятий, многие присутствующие по-прежнему были настроены враждебно. Вот как можно вкратце охарактеризовать их позицию: «Если моделированию можно научить без особого труда, значит учить ему наверняка бесполезно». Такой упрямый консерватизм со стороны работников образовательной сферы может оградить детей от неосторожного следования психологической моде, но может также и затормозить настоящий прогресс. ...

Литература
  1. Ayre D.J., & Grosberg R.K. (2005). Behind anemone lines: factors affecting division of labour in the social cnidari-an Anthopleura elegantissima. Animal Behavior, available online 4 May 2005, (http://www.sciencedirect.com/sci-ence/article/B6W9W-4G3D882-5/2/5a8de306 63e42ad6eb 6fd01a4fbc95b6).
  2. Bakhtin M.M. (1981). The dialogic imagination: Four essays. [Trans. by C. Emerson and M. Holmquist.] Austin: University of Texas Press.
  3. Brofman V.V. (1991). Means of mediating constructive activity in preschool children. Paper presented at the University of Wisconsin-Madison, Department of Curriculum and Instruction, July 11, 1991.
  4. Cattell R.B. (1963). Theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment. Journal of Educational Psychology, 54, 1—22.
  5. Cattell R.B. (1971). Abilities: Their structure, growth, and action. Boston: Houghton Mifflin.
  6. Cronbach L.J. (1977). Educational psychology (3rd ed.). New York: Harcourt Brace Jovanovich.
  7. Diamond M.C. (1988). Enriching heredity: The impact of the environment on the anatomy of the brain. New York: The Free Press.
  8. Fischer K. (1980). A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills. Psychological Review, 87, 477—531.
  9. Hofstadter D.R. (1979). Godel, Escher, Bach: An eternal golden braid. New York: Basic Books.
  10. Hofstadter D.R. (1985). Metamagical themas: Questing for the essence of mind and pattern. New York: Basic Books.
  11. Hutchins E. (1994). How a cockpit remembers its speed. Sociologie du Travail, 36(4), 451—473. [English version published in 1995, Cognitive Science, 19, 265—288.]
  12. Lashley K.S. (1929). Brain mechanisms and intelligence: A quantitative study of injuries to the brain. Chicago: University of Chicago Press.
  13. Lashley K.S. (1950). In search of the engram.
  14. Lohman D.F. (1993). Teaching and testing to develop fluid abilities. Educational Researcher, 22(7), 12—23.
  15. Luria A.R. (1932/1976). The Nature of Human Conflicts. New York: Liveright.
  16. Luria A.R. (1972). The man with a shattered world: The history of a brain wound. New York: Basic Books.
  17. Munakata Y., Casey B.J., & Diamond A. (2004). Developmental cognitive neuroscience: Progress and potential. Trends in Cognitive Sciences, 8(3), 122—128.
  18. Price G.G. (1984). Mnemonic support and curriculum selection in teaching by mothers: A conjoint effect. Child Development, 55, 659—668.
  19. Price G.G. (1992). Cognitive-intellectual development. In L.R. Williams & D.P. Fromberg (Eds.), Encyclopedia of early childhood education (pp. 211—214). New York: Garland.
  20. Price G.G. (2002). Roles that home environments, communities, and schools play in the formation of and response to individual differences. Paper presented in Session X.17 of the Fifth Congress of the International Society for Cultural Research and Activity Theory (ISCRAT), Vrije Universiteit, Amsterdam, Netherlands, June 21, 2002.
  21. Price G.G. (2006). Vulnerabilities of tutor-sensitive development. Культурно-Исторической Психологии (Cultural-Historical Psychology), accepted for publication.
  22. Sacks O. (1970). The man who mistook his wife for a hat and other clinical tales. New York: Simon & Schuster.
  23. Snow R.E. (1982). Education and intelligence. In R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of human intelligence (pp. 493— 585). Cambridge, England: Cambridge University Press.
  24. Snow R.E. (1994). Abilities in academic tasks. In R.J. Sternberg & R.K. Wagner (еds.), Mind in context: Interactionist perspectives on human intelligence (pp. 3—37). Cambridge, England: Cambridge University Press.
  25. Venger L.A. (1969). Vofriyatiye I obucheniye. Dosckol'ny vozrast. Moscow: Prosveshchenie.
  26. Venger L.A. (1986). Development of general cognitive abilities as a subject of psychological research. In L. A. Venger (еd.), Development of cognitive abilities in preschool education (pp. 5—18). Moscow.
  27. Venger L.A. (1988). The origin and development of cognitive abilities in preschool children. International Journal of Behavioral Development, 11(2), 147—153.
  28. Venger L.A. & Ibatullina A.A. (1989). Vliyaniye obucheniya na psikhicheskoye rasvitiye I funktsionalnye osobennosty sozrevajuschiego mozga. [Correlation of instruction, psychological development, and functional peculiarities of the maturing brain.] Voprosy-Psikhologii, (2), 20—27.
  29. Wertsch J.V. (1991). Voices of the mind: A sociocultu-ral approach to mediated action. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  30. Whewell W. (1840). The philosophy of the inductive sciences: Founded upon their history. London: John W. Parker.
  31. Wilson E.O. (1998). Consilience: The unity of knowledge. New York: Alfred A. Knopf.
  32. Zaporozhets A.V. (1986). Izbrannye psikhologicheskiye trudy, 1. Moscow: Pedagogika.
  33. Zaporozhets A. (1993). The mental development and psychological characteristics of Oirot children. Special Issue: Cultural-psychological research in the 1920s: Studying «national minorities.» Journal of Russian and East European Psychology, 31(1), 78—91.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика