Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Коллекционирование — феномен культурный и психологический 1210

Котляр И.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, iakorepanova@gmail.com
Журкова Е.А., сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, zhurkova_jane@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты пилотажного исследования коллекционирования как психологического феномена. Деятельность коллекционирования проанализирована исходя из представления о конечном результате коллекции, способах работы с материалом коллекции, мотивах коллекционирования. Проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявление содержания коллекционирования в детских возрастах. Была составлена методика (открытая анкета), опирающаяся на предметный анализ деятельности коллекционирования, которая позволила выделить варианты проявления основных компонентов этой деятельности. Результаты анкетирования школьников трех возрастных групп (младшие школьники, младшие подростки и старшие подростки, всего 119 человек) показали, что коллекционирование является, с одной стороны, полимотивированной деятельностью, в которой находит отражение система интересов коллекционера, а с другой, что в процессе работы собирателя с материалами своей коллекции реализуются разные способы организации собственной деятельности. Основные компоненты деятельности коллекционирования связаны между собой.

Рубрика: Проблема развития

Тип: научная статья

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2007030404

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Коллекционирование в детских возрастах — одна из деятельностей, существующая в детской субкультуре. Возникновение и развитие коллекционирования происходит в связи со становлением интеллектуальной сферы и познавательной деятельности ребенка в процессе обучения в школе, а также с изменениями личности и перестройкой сферы интересов ребенка. Коллекционирование характеризуют как способ материализации «я» ребенка в мире, а также как деятельность, посредством которой возможно включение ребенка в детское сообщество. Коллекционирование в детском возрасте может осуществляться не только как стихийная, индивидуальная деятельность, но и как специально организованный взрослыми процесс. Детское коллекционирование используется в педагогическом и воспитательном процессе (взрослыми организуются специальные занятия, клубы, кружки): в этом случае оно выступает как квазиисследовательская деятельность, которая может помочь сформировать отдельные навыки познавательной деятельности (например, в подростковом возрасте создает психологические условия для развития научных понятий), расширить творческие возможности детей, внести вклад в воспитание отдельных качеств личности [1, 8, 10].

Если содержание коллекционирования в определенной степени описано, то каковы структура, возрастная динамика развития коллекционирования как деятельности? В нашем исследовании мы предприняли эмпирический анализ коллекционирования как деятельности, имеющей свое содержание и структуру (мотивационную и операционально-техническую стороны).

Литература
  1. Алексеева И. Марки над Волгой // Марка. 2004. № 2. URL: http://www.marka-art.ru/magazines
  2. Бережковская Е.Л. Как формируются научные понятия // Школьный психолог. 2005. № 4.
  3. Большая Советская Энциклопедия. URL: http://www.philipp-bittner.com/index.htm.com/Bse
  4. Коллекционирование и музеи // Сайт i-Школа. URL: http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/hist-bibil/vid/mus/mus.htm
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
  6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  7. Прохорова Л.Н., Моделкина Р.Н., Кулешова Н.П. Воспитываем коллекционеров: Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников /Под ред. Л.Н. Прохоровой. М., 2006. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993. Т. 1. URL: http: // www. otrok.ru/teach/enc/index.php
  8. Сорокина Е. Коллекции — это интересно // Дошкольное образование. 2005. № 12.
  9. Третьяков В.П. Человек собирающий // Российское экспертное обозрение. 2006. № 1 (15). URL: www. rusrev. org.
  10. Туве Янссон. Шляпа волшебника: Повесть-сказка / Пер. со швед. В. Смирнова. М., 1991.
  11. Фрейд З. Психоанализ и учение о характере. М., 1993.
  12. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии или реальность. М., 1996.
  13. Tamar Katriel. Rules and Strategies in Children's Swapping Exchanges // Research on Language and Social Interaction. 1988/89. Vol. 22.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика