Культурно-историческая психология
2007. № 4. С. 121–124
ISSN:
1816-5435 / 2224-8935 (online)
Отчет о научной поездке в Бразилию
650
Мещеряков Б.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Международного университета в г. Дубне, Дубна, Россия, borlogic1@gmail.com
Обухова Л.Ф., доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, mila-38@mail.ru
В Бразилии в университете города Маринга (штат Парана) с 18
по 21 сентября 2007 г. проводился III Международный конгресс по психологии с
символической темой «Коллективность и субъективность в современном обществе»
(III International Congress of Psychology — Maringa, Parana, Brazil). На
конгресс были приглашены авторы данного отчета. Организаторы предоставили нам
возможность выступить по два раза. 18 сентября сначала состоялась 4-часовая
лекция Л.Ф.Обуховой на тему «Сходство и различия между двумя психологическими
теориями: Выготский и Гальперин», во второй половине того же дня с 4-часовой
лекцией выступил Б.Г.Мещеряков («Культурно-исторический подход Выготского к
проблеме психического развития: история, методология и теория»). 19 сентября
российские представители в течение трех часов провели совместное выступление.
Если в первый день большинство слушателей составляли преподаватели, аспиранты и
научные работники, то на второй день в рядах слушателей преобладали студенты.
Следует заметить, что в бразильских университетах студентам засчитывается в
качестве учебной работы даже «пассивное» участие в научных конференциях.
Согласно информации организаторов, они стремились на этом
конгрессе собрать известных исследователей из Бразилии и из-за границы,
студентов, изучающих психологию и родственные области, специалистов из сфер
здравоохранения и образования, а также всех заинтересованных представителей
гуманитарных наук. Одна из самых важных целей Конгресса формулировалась как
проведение разговора между представителями различных отраслей человеческого
знания с ориентацией на конструирование междисциплинарного знания. Организаторы
конгресса выражали намерение направить этот многосторонний диалог на разрушение
барьеров, которые разъединяют знание и мешают междисциплинарному сотрудничеству
при решении проблем современного общества. Действительно, тематика докладов
была очень пестрой: «Марксизм и обучение», «Психология и спорт», «Особенности
клинического взаимодействия с пациентами, страдающими болезнью Альцгеймера»,
«Бытие и смерть в современном обществе», «Здоровье и работа сегодня», «Что есть
ребенок?», «Групповая терапия: современные подходы». Основной язык конгресса
был португальский (выступления россиян переводились с русского на
португальский), на кафедре культурно-исторической психологии имеется CD с
материалами конференции. Во время работы конгресса ректор университета Маринги
— проф. Десио Сперандио — принял иностранных гостей (помимо нас, на встрече
были два преподавателя из Франции и один из Испании). Ректор рассказал о своем
университете и выразил пожелание устанавливать международные связи (обмен
студентами, аспирантами, преподавателями). После этой конференции мы посетили
другой университет Бразилии — в городе Кампинас (штат Сан Паулу), где также в
течение двух дней выступали перед преподавателями, научными работниками и
студентами (лекции и дискуссии), обсуждали трудности перевода работ Л.С.
Выготского на иностранные языки (английский, испанский, португальский),
знакомились с этим грандиозным университетом. Наиболее тесные контакты у нас
были с преподавателями Института обучения — Аной Смолкой и Ангелом Пино,
которые в своей научной и педагогической деятельности опираются на идеи
российской культурно-исторической психологии и в настоящее время готовят
материалы для публикации в журнале «Культурно-историческая психология». По
результатам общения со многими преподавателями, исследователями, студентами
двух университетов Бразилии можно сделать вывод о большом интересе бразильских
коллег как к истории российской психологии, так и к современным исследованиям
психологов научной школы Л.С. Выготского, а также их практическим применениям,
в частности в сфере образования.
В интервале между пребыванием в двух университетах
состоялось краткое посещение Центра Консциенциологии (исследований сознания) в
Игуасу, основателем и руководителем которого является Вальда Вейра. На
территории центра расположены десятки лабораторных домиков, библиотека,
лекционные аудитории. В библиотеке центра мы обнаружили своеобразный культ
научных словарей и энциклопедий в области человекознания, включая психологию.
Здесь мы познакомились с говорящим по-русски практическим психологом Улиссом
Шлоссером, который в 1980-е гг. учился в московском институте физической
культуры.
В заключение мы должны выразить благодарность Марилде Фасси
(Marilda Goncalves Dias Facci) из университета в г. Маринга и Ане Смолке (Ana
Smolka) из университета в г. Кампинос за большой вклад в организацию нашей
поездки в Бразилию, а также нашему добровольному гиду в Игуасу — историку
Герману Стерлингу, который изучает историю европейского завоевания индейских
народов в Бразилии.