Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Дискуссионные вопросы кросс-культурных исследований влияния грамотности на когнитивное развитие и концепция симпрактического общества 821

Пономарев И.В., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Центр цивилизационных и региональных исследований, ЦЦРИ Института Африки РАН, Москва, Россия, ilia.ponomarev@gmail.com

Аннотация

В полемике с книгой ведущих западных кросс-культурных психологов С.Скрибнер и М.Коула «Психология грамотности» проверяется и уточняется концепция симпрактического общества. Обсуждается проблема влияния грамотности на развитие когнитивных процессов и продуктивность тестовых методик для ее решения. Рассматриваются основные теоретические разногласия между исследованием С.Скрибнер и М.Коула и среднеазиатским исследованием А.Р.Лурии начала 1930-х гг. Осуществляется обоснование эвристического конструкта Л.С Выготского «динамическая смысловая система» с его последующей интеграцией в концепцию симпрактического общества. Последнее позволяет дать более полную интерпретацию данных «Психологии грамотности» в рамках культурно-исторической теории.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Теоретическое общество

Теоретическое общество — это общество, в котором преобладает теоретическая социальная деятельность, осуществляемая на основе вербальных алгоритмов, категориальных планов, норм и принципов поведения. В отличие от симпрактического общества, в теоретическом обществе трансляция знания, навыков, культуры происходит во время школьного обучения. Исторически теоретическое общество проходит несколько фаз развития. Одной из самых ранних фаз, по-видимому, является тип бесписьменного общества, где школьное обучение осуществляется на основе изустной традиции [16]. Одной из позднейших фаз — общество, где законодательно вводится всеобщее, бесплатное, минимальное 8-летнее обязательное (вплоть до уголовной ответственности) образование. Между этими фазами, как и между симпрактическим и собственно теоретическим, существует множество переходных вариантов, делающих попытку выделения двух полюсов в социальном развитии валидной только в аналитическом, гносеологическом плане.

С нашей точки зрения, в исследовании С.Скрибнер и М.Коула хорошо отразились переходные варианты между симпрактическим и теоретическим обществом или, если угодно, становление, развитие собственно теоретического общества и теоретического осмысления. К каким бы обобщениям ни приходили сами исследователи, найденные ими тестологические данные непреложно свидетельствуют: в подавляющем большинстве случаев можно проследить, что с увеличением роли грамотности в познавательных процессах (например, умение не только читать, но и писать письма), улучшаются результаты решения тестов испытуемыми. Обучающиеся в школе западного типа практически всегда опережают прочих грамотных испытуемых.

Наибольшего развития теоретическое общество на сегодняшний момент достигло в тех странах, где распространение информации осуществляется посредством таких средств связи, как Интернет и СМИ, в результате чего личность получает в свое распоряжение доступ ко всему историческому опыту человечества, в отличие от симпрактического общества, где знания ограничены непосредственным кругом общения личности.

Литература
  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
  2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Умственно отсталый ребенок: Психологические исследования. Вып. 1. М., 1935.
  3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л., 1935.
  4. Выготский Л.С. Нарушение понятий при шизофрении // Избранные психологические исследования. М., 1956.
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  6. Выготский Л.С., Самухин Н.В., Биренбаум Г.В. К вопросу о деменции при болезни Пика // Хрестоматия по патопсихологии. М., 1981.
  7. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  9. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2004.
  10. Выготский Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств // Педология. 1929. № 3.
  11. Глебкин В.В. Теоретическое мышление как культурно-исторический феномен: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2002.
  12. Дьяконов И.М. Архаичные мифы востока и запада. М., 1990.
  13. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк. М., 1977.
  14. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
  15. Пономарев И.В. Культура и историческое развитие личности (о синтезе теорий Л.С.Выготского и И.М. Дьяконова в этнологии) // Этнографическое обозрение, 2007. № 4.
  16. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект. М., 2003.
  17. Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллин, 1988.
  18. Фрумкина Р.М. Интерпретация смыслов: признаки и целостности // Семантика и категоризация. М.; 1991.
  19. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб., 2004.
  20. Cole M., Gay J., Glick J., Sharp D.W. The Cultural Context of Learning and Thinking. N.Y., 1971.
  21. Cole M. The zone of proximal development: Where culture and cognition create each other // Wertsch J. V. (td.). Culture, Communication, and Cognition: Vygotskian Perspectives. Cam., UK, 1985.
  22. Cole M., Levitin K., Luria A. The Autobiography of Alexander Luria: a Dialog with the Making of mind. New Jersey; L., 2006.
  23. Greenfield P.M. Oral and written language: The consequence for cognitive development in Africa, the U.S., and England // Language and Speech. 1972. № 15.
  24. Nosal Ch.S. Psychologiczne modele umyslu. W., 1990.
  25. Scribner S., Cole М. The Psychology of Literacy. Cam. (MIT) & L., 1981.
  26. Sharp D.W., Cole M., Lave C. Education and cognitive development: The evidence from experimental research // Monographs of the Society for research in children development. № 44 (1—2). 1979.
  27. Witkin H.A., Goodnough D.R. Cognitive Styles: Essence and Origins. Field dependence and field independence. N.Y., 1982.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика