Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Исследуя «бат», «дек», «роц» и «муп» в новом тысячелетии 821

Тоуси П.М., магистр педагогики, магистр педагогики (специализация «Психология образования»), , Университет Витватерсранда, Йоханнесбург, ЮАР

Аннотация

В данной статье представлено исследование, целью которого было воспроизвести эксперимент Л.С.Выготского и Л.С.Сахарова с использованием 22 деревянных кубиков в комбинации с адаптированным методом количественной оценки, изначально разработанным Ханфманн и Казаниным. Функциональный метод двойной стимуляции был применен для исследования развития понятий у испытуемых разного возраста (60 человек в возрасте от 3 до 76 лет), чтобы выяснить, насколько схожими окажутся результаты данного эксперимента с теми, что были ранее описаны Л.С. Выготским. Было выявлено, что наблюдаемая в эксперименте тенденция соответствует ходу формирования понятий, описанному Выготским. Путь от синкретического к конкретному и наглядно воспринимаемому, к промежуточной стадии, после которой становится возможным подлинное мышление в понятиях, отражается в положительной корреляции между возрастом испытуемых и их способами мышления. Данный факт подтверждает положение Выготского о том, что подлинное понятийное мышление возможно только в подростковом возрасте.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Находясь в Южной Африке, я в своих поисках этих труднонаходимых кубиков все больше и больше убеждалась в их гениальности. Один ключ к разгадке их гениальности можно найти в следующем на первый взгляд небрежном замечании Выготского в «Мышлении и речи»: «Поскольку в экспериментальном материале нет одинаковых объектов, даже максимально похожие объекты чем-то отличаются» [11, с. 136]. Смысл этого замечания относительно внешнего вида кубиков может быть не вполне очевиден для не знакомого с ними экспериментатора, однако я утверждаю, что уникальная конструкция кубиков является решающим фактором в применении на практике тех выводов, к которым приходят испытуемые в результате попыток решить задачу, независимо от разнообразия гипотез и подходов, применяемых испытуемыми в ходе эксперимента.

В рамках моего исследования 2007 г., во-первых, было получено подтверждение первоначальной гипотезы Выготского о разных типах допонятийного мышления детей разных возрастов, во-вторых, выявлена определенная тенденция развития при переходе от одного типа логических рассуждений к следующему. В-третьих, что самое важное, в исследовании было обнаружено, что самый сильный скачок развития заметен при переходе от группы 11-летних испытуемых к группе 15-летних, т. е. в точности там, где и предсказывал Выготский. Нижеследующее обсуждение касается как раз второго и третьего пунктов, о которых я только что сказала.

Трехлетние дети в моем исследовании чаще всего не слушали инструкции, сразу собирая кубики в кучки по принципу синкретических связей или цепных комплексов; слова «бат», «дек», «роц» и «муп» не выступали в роли организующих факторов их деятельности (возможно потому, что этим детям было достаточно трудно употреблять правильно слова «большой», «круглый», «желтый», не говоря уж о таких иностранных словах, которые требовали от них предельного сосредоточения).

Ответы 5- и 8-летних детей свидетельствовали о том (что, как и представлял Выготский) в их мышлении господствовало конкретное и наглядно воспринимаемое, в противоположность логическому и абстрактному. Далее, в целом ряде случаев ответы 11-летних детей означали, что бок о бок с конкретным в их мышлении возникает и все возрастающее количество идей относительно возможных способов решения (и действительно, в моем исследовании 11-летний ребенок, предложивший самое большое число возможных решений, бессистемно опробованных им на практике, опирался на 15 перевернутых кубиков, в то время как другой его сверстник, по числу предложений занявший второе место, но с очень большим отрывом, опирался на куда меньшее число перевернутых кубиков).

Литература
  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005.
  2. Fuad Topic, Ibrahimpasic., (2006). Hanfmann-Kasanin concept formation or Vygotsky Test: History of the test, Privately commissioned translation into English (with permission from the author and publisher), Johannesburg/Cape Town: Towsey/Vita Brevis Language Services. (Source: Fuad Topic, Ibrahimpasic., (2001/5), Hanfmann-Kasanin concept formation or Vygotsky Test: History of the test / Test formi-ranja pojmova Hanfmann-Kasanina ili Vigotskog: Povijest testa, Suvremena Psihologija, 4:1—2 133—148. (First published by Suvremena Psihologija in 2001 without photographs, and subsequently published by the author on his website at www.ftopic.net with photographs.))
  3. Hanfmann E., Kasanin J. (1937). A method for the study of concept formation // Journal of Psychology, 3: 521—40. Provincetown, MA: The Journal Press.
  4. Hanfmann E., Kasanin J. (1942). Conceptual thinking in schizophrenia // Journal of Nervous and Mental Diseases. A monograph No. 67. New York: NMDM.
  5. Sakharov L. (1994). Methods for Investigating concepts. In Van der Veer R. & Valsiner, J. (еds). The Vygotsky Reader, 73—98. Oxford: Blackwell Publishers Ltd.
  6. Semeonoff B., Laird A. (1952). The Vigotsky Test as a Measure of Intelligence // British Journal of Psychology, 43, 94—102. Cambridge: Cambridge University Press.
  7. Stones E., Heslop J. (1968). The formation and extension of class concepts in primary school children // British Journal of Educational Psychology, 38: 261—271. London: Methuen and Co., Ltd.
  8. Stones E. (1970). Verbal labelling and concept formation in primary school children // British Journal of Educational Psychology, 40: 254—252. London: Methuen and Co., Ltd.
  9. Towsey P. (2007). In Search of Vygotsky's Blocks: Exploring cev, bik, mur, and lag in South Africa. Unpublished Master's Degree Research Report, Johannesburg: University of the Witwatersrand.
  10. Vygotsky L. (1962). Thought and Language, Cambridge, Mass. & New York/London: The MIT Press/John Wiley & Sons.
  11. Vygotsky L. (1986). Thought and Language, Cambridge, Mass.: The MIT Press.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика