Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Влияние образов массовой культуры на формирование у детей 6—7 лет предпочитаемого образа учительницы 915

Янгирова Г.Ф., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, Россия, ilshat_ufa@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема влияния образов массовой культуры на формирование у детей в возрасте 6—7 лет предпочитаемых образов учительниц при вхождении в учебный процесс. Исследование проводилось в Республике Башкортостан РФ. Приводятся результаты исследования лонгитюдного типа по оригинальной методике. Сделаны выводы о том, что большинство детей 6—7 лет отдают предпочтение раскрепощенным, сексуальным женским образам с глянцевых журналов. Свою учительницу выбирают, если находят с ней контакт.

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2007030410

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Результаты

Прежде всего надо отметить, что качественный анализ ответов детей на вопрос о мотивах своего выбора показывает, что ответы были достаточно разнообразными и неслучайными. Наиболее четкие различия были выявлены в 1-й серии. Если ученик выбирал нормативный образ учительницы, то объяснения были такие: «Учительница должна быть такой строгой и ругать двоечников», «Конечно, у такой учительницы, которая даже не улыбается (!), не очень-то хочется учиться, но, школа же (!)». Часть детей уверены, что строгий и даже иногда «вредный» учитель в школе — это вполне нормальное явление. Впрочем, «строгость» у некоторых детей ассоциируется не с «требовательностью», а с «несдержанностью в эмоциях», что по нашему мнению, может быть еще одной темой для исследования.

Характер объяснения причин выбора образов массовой культуры («Подруги» и «Учительницы без комплексов») наиболее ярко проявился у мальчиков. Один из них попросил себе фотографию «Подруги», разъяснив, что он увеличит ее и повесит в своей комнате. Другой мальчик попросил узнать адрес «Учительницы без комплексов» (тюркский тип), так как твердо «решил на ней жениться», когда вырастет. Бойкие выражения, вроде «какие у нее классные ножки, вот бы потрогать», «ну и клевая тетка», или «вот везет этим первоклассникам, такая красотка будет их учить», — яркий показатель того, что эти дети не воспринимают учителя как носителя общественных знаний, определенных требований, предъявляемых детям. Несколько мальчиков подходили после проведения исследования к психологу с просьбой, чтобы «Подруга» и «Учительницы без комплексов» (оба типажа) пришли в школу и «немного поучили их».

Литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников// Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
  3. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. 1988. № 4.
  4. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. М., 1999.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность ребенка к школе. М., 2004.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002.
  8. Инновационная сеть развивающего обучения / Составитель В.А. Гуружапов. М., 2003.
  9. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. Красноярск, 1994.
  10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  11. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
  12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика