Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Влияние образов массовой культуры на формирование у детей 6—7 лет предпочитаемого образа учительницы 817

Янгирова Г.Ф., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета, Уфа, Россия, ilshat_ufa@mail.ru
Полный текст

Важное место в общей готовности к школе занима­ет социальная, или личностная, готовность к обу­чению в школе. В работах отечественных психологов в 1950—60­-х гг. было показано чрезвычайно важное значение роли учителя в формировании личности ребенка [1, 2]. К концу дошкольного детства стрем­ление ребенка в школу побуждается широкими со­циальными мотивами и конкретизируется в его от­ношении к новому «официальному» взрослому — к учителю. В отношении к учителю проявляется го­товность ребенка к новым формам общения в рамках новой социальной ситуации развития. Эти особен­ности сознания детей стали одним из оснований рас­сматривать учебную деятельность как ведущую для психического развития младших школьников [6, 12].

В те времена дети поступали в первый класс с 7-8 лет. В связи с тем, что в настоящее время дети в РФ идут в школу с 6,5 лет, возникает вопрос, насколько вер­на данная характеристика сознания первоклассников хо­тя бы по отношению к их представлениям об учителе.

Современные исследования показывают, что лю­бое требование учителя нынешние первоклассники выполняют с готовностью и охотно, родители уже не являются для них носителями нового образа жизни и новой социальной роли [7]. Только в школе вслед за учителем ребенок готов исполнить все, что требу­ется, без всяких возражений и обсуждений [3]. Вро­де бы по­прежнему верна такая характеристика лич­ностной готовности ребенка к школе, как стремление к новой социальной позиции, которая выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе как к ученику [5, 10].

Вместе с тем внутренняя позиция школьника потеряла прежнюю определенность прежде всего с точки зрения сформированности социальных моти­вов учения [9, 10]1. Возникает вопрос о том, на­сколько представления современных детей 6-7 лет о школе соответствуют целям и задачам учебной деятельности. В частности, важно знать, каков у со­временного ребенка предпочитаемый образ учи­тельницы.

Многочисленные наблюдения педагогов и психо­логов показывают, что большое влияние на детей оказывает массовая культура. Например, на эстети­ческое сознание современных детей сильно воздей­ствуют рекламные эталоны женских образов [4].

Данное исследование было посвящено изучению влияния массовой культуры на формирование пред­ставлений об образе желаемой учительницы у детей 6-7 лет, живущих в условиях межкультурного (рус­ско­-башкирского) взаимодействия2.

Цель исследования конкретизируется в виде трех задач: 1) выявление структуры предпочтений у детей 6-7 лет в ситуации выбора образа учительницы вооб­ражаемой школы; 2) выяснение особенностей перено­са национальных образов и национального самосозна­ния на выбор предпочитаемого образа учительницы ребенком 6-7 лет; 3) определение возможности вли­яния специальных занятий по изучению традицион­ной этнической культуры на структуру предпочтений учительницы для воображаемой школы.

Используя результаты анкетирования, проведен­ного среди детей 6-7 лет в детских дошкольных уч­реждениях и школах республики Башкортостан, предварительно были выявлены предпочитаемые женские образы и на их основе разработана (совме­стно с профессором В.А. Гуружаповым) методика «Предпочитаемый образ учителя».

Метод

Стимульным материалом для проведения основ­ной методики были фотографии «учительниц», сти­лизованные под образы массовой культуры — узна­ваемые детьми типажи (по подобию наиболее пред­почитаемых женских образов, полученных в ходе ан­кетирования), и фотография своей учительницы:

«Подруга» (образ «Барби», славянский тип). Учительница в современном молодежном наряде (обтягивающие белые брюки и ярко-­красная коф­точка) — типичный образ куклы Барби, модель, ко­торая не утруждается решением трудных задач, не ругает учеников, всегда их поймет и все разрешит. Особых «рамок» в ее требованиях к ученикам нет. Ученики воспринимают такую учительницу как до­брую подругу, действия которой им заранее извест­ны. Легкомысленно-дружеский образ соблазнитель­ной девушки.

«Добрая» (образ классической учительницы, славянский тип). Учительница в классическом кос­тюме — стандартный, типичный образ, внешне — до­брая, умеет решать любые вопросы, возникающие у детей, не прибегая к строгим методам и крику. Дети могут обратиться с любыми вопросами, испытывая при этом к ней уважение как к учительнице, которая много знает и может помочь, если это нужно. Друже­любно-­открытый образ учительницы.

«Башкирка» (этнический тип). Учительница в башкирской национальной одежде. Строгая, сдер­жанная, требовательная, при этом приветливая и уважительная. Придерживается национальных тра­диций и обычаев (уважение к старшим, любовь к де­тям, снисхождение к слабым и больным).

«Русская» (этнический тип). Учительница в рус­ской национальной одежде. Добродушная, милая, от­крытая, всегда готовая прийти на помощь. В меру строгая и критичная. Дети к ней тянутся, уважают ее. Очень открытый и доброжелательный образ.

«Учительница без комплексов» (образ «раскре­пощенной женщины», славянский тип). Учительни­ца без определенных четких требований, излишне открытая, раскованная, компанейская, «своя» на все 100 %, дистанции учениками по отношению к ней не соблюдаются (девушка-­учительница в коротком платьице, возлежащая свободно на учительском сто­ле и мило улыбающаяся). Дети ее воспринимают как объект, с которым можно хорошо провести время. Учеба при этом ставится на предпоследнее место.

«Учительница без комплексов» (образ «раскрепо­щенной женщины», тюркский тип). Очень раскованная, без четких требований, имеет слабое представление о школе, учебе предпочитает развлечения (девушка­-учи­тельница в обтягивающих брюках и блузке с открытым пупком, возлежащая на боку на учительском столе). Ученики относятся к ней как к «своему парню», ее тре­бования выполняются не всеми и не всегда. При этом действия детей не контролируются и не наказываются.

«Строгая» (образ классической учительницы, тюркский тип). Учительница в современном модном деловом костюме, национальный типаж. Строгая в меру, с очень четкими требованиями. За невыполне­ние заданий наказывает (справедливо). Разболтан­ность учеников и неуважение к такой учительнице во время уроков недопустимы. Дети ее требования знают и выполняют их.

Учительница своя — классная руководительни­ца того класса, где проводится исследование.

Процедура. Опыт с каждым испытуемым прово­дился индивидуально. Ребенку предлагались для рассматривания эти фотографии. В 1­й серии он дол­жен был выбрать «учительницу» в волшебной ком­нате для других «очень хороших первоклассников». Во 2­й серии ему предлагалось выбрать учительницу, «если бы он сам учился в волшебной школе». Мы считаем, что во 2­й серии выбор был более ответст­венным, чем в 1­й серии. После каждого выбора экс­периментатор спрашивал ребенка, почему он выбрал именно эту фотографию. Выбор совершался всякий раз из полного набора фотографий.

Исследование проводилось с одними и теми же детьми в три этапа: 1­-й этап3 — август 2004 г.; 2­-й этап — октябрь (конец месяца) 2004 г.; 3­-й этап — ко­нец апреля — май 2005 г. Всего в исследовании при­няли участие 185 учеников первых классов г. Уфы (87 башкир, 98 русских) и 17 учеников сельской башкирской школы.

Результаты

Прежде всего надо отметить, что качественный анализ ответов детей на вопрос о мотивах своего вы­бора показывает, что ответы были достаточно разно­образными и неслучайными. Наиболее четкие раз­личия были выявлены в 1­й серии. Если ученик вы­бирал нормативный образ учительницы, то объясне­ния были такие: «Учительница должна быть такой строгой и ругать двоечников», «Конечно, у такой учительницы, которая даже не улыбается (!), не очень­-то хочется учиться, но, школа же (!)». Часть детей уверены, что строгий и даже иногда «вредный» учитель в школе — это вполне нормальное явление. Впрочем, «строгость» у некоторых детей ассоцииру­ется не с «требовательностью», а с «несдержаннос­тью в эмоциях», что по нашему мнению, может быть еще одной темой для исследования.

Характер объяснения причин выбора образов массовой культуры («Подруги» и «Учительницы без комплексов») наиболее ярко проявился у мальчи­ков. Один из них попросил себе фотографию «По­други», разъяснив, что он увеличит ее и повесит в своей комнате. Другой мальчик попросил узнать адрес «Учительницы без комплексов» (тюркский тип), так как твердо «решил на ней жениться», когда вырастет. Бойкие выражения, вроде «какие у нее классные ножки, вот бы потрогать», «ну и клевая тетка», или «вот везет этим первоклассникам, такая красотка будет их учить», — яркий показатель того, что эти дети не воспринимают учителя как носителя общественных знаний, определенных требований, предъявляемых детям. Несколько мальчиков подхо­дили после проведения исследования к психологу с просьбой, чтобы «Подруга» и «Учительницы без комплексов» (оба типажа) пришли в школу и «не­много поучили их».

Вместе с тем говорить о явной доминанте образов массовой культуры нельзя. В табл. 1 показано, что на 1­-м этапе частота выборов нормативных образов, фольклорных образов и массовой культуры была примерно равной. Правда, на 2­-м этапе исследова­ния резко повысился процент выбора образа массо­вой культуры. Образы массовой культуры начинают явно доминировать над остальными. Различия меж­ду 1-­м и 2-­м этапами значимы по критерию Ван-дер-Вандена (р < 0,05). Беседа с детьми показала, что не­которые из них немного устали к концу четверти. Часть из них разочаровалась в школе, поняв, что уче­ба — это работа не на один день и год (один мальчик сказал: «Боже, этим надо заниматься 11 лет! А до ка­никул как до Китая!»). Уменьшение нормативного образа учительницы в пользу образа массовой куль­туры эти дети объясняли так: «с учительницей­-Бар­би можно поиграть на уроке», «эта учительница точ­но не будет задавать домашних заданий и ругаться» («учительница без комплексов, тюркский тип»), «у этой учительницы было бы классно учиться: она та­кая веселая и прикольная (!), наверное, никогда не задает домашних заданий» («учительница без ком­плексов, славянский тип). Можно предположить, что ослабление интереса к учебе приводит к повыше­нию влияния образов массовой культурны на созна­ние учеников. Однако это верно только по отноше­нию к ситуации неответственного выбора.

Таблица 1. Данные обследования учащихся первых классов по методике «Предпочитаемый образ учителя» (1-я серия «для других первоклассников») в процессе обучения

Образы учительниц Структура выборов образа учительницы на разных этапах
1-й этап (предшкольный) число выборов 2-й этап (конец 1-й четверти) число выборов 3-й этап (конец 4-й четверти) число выборов
Нормативный образ 44 (23,8%) 33 (18%) 38 (20,5%)
Образ массовой культуры 65 (35,2%) 104 (56,3%) 95 (51,4%)
Фольклорный образ 55 (29,7%) 32 (17,3%) 48 (25,9%)
Своя учительница 21 (11,3%) 16 (8,4%) 4 (2,2%)
Итого 185 (100%) 185 (100%) 185 (100%)

Если степень ответственности более высокая, то ситуация существенно меняется. Во 2­-й серии об­раз своей учительницы является доминирующим у испытуемых (табл. 2). Более того, от этапа к этапу растет доля выборов своей учительницы. Различия между первым и вторым этапами значимы по кри­терию Ван­-дер-­Вандена (р < 0,05). Усталость уже не влияет на детей, они готовы общаться со своей учи­тельницей на третьем этапе. Это объясняется тем, что дети частично адаптировались к школе, приня­ли нормы и правила учебного процесса; некоторым из них даже понравилось учиться (хотя ранее они утверждали обратное): «ничего в школе (хотя на подготовке было лучше), оказывается, так много интересного узнаёшь. И учительница такая ум­ная!».

Таблица 2. Данные обследования учащихся первых классов по методике «Предпочитаемый образ учителя» (2-я серия «для других первоклассников») в процессе обучения

Образы учительниц Структура выборов образа учительницы на разных этапах
1-й этап (предшкольный) число выборов 2-й этап (конец 1-й четверти) число выборов 3-й этап (конец 4-й четверти) число выборов
Нормативный образ 21 (11,2%) 13 (7,0%) 10 (5,4%)
Образ массовой культуры 34 (18,3%) 27 (14,6%) 23 (12,4%)
Фольклорный образ 23 (12,2%) 17 (9,2%) 22 (11,9%)
Своя учительница 107 (58,3%) 128 (69,2%) 130 (70,3%)
Итого 185 (100%) 185 (100%) 185 (100%)

И по мере обучения данная тенденция становит­ся более явной. Это показывает, насколько домини­рует в сознании первоклассника образ его учитель­ницы. Но тем не менее образы массовой культуры несколько доминируют над нормативным образом учительницы

В нашем исследовании не было замечено влияния этнических особенностей образа учительницы на предпочитаемый образ учительницы. Сравнение вы­боров этнического образа учительницы детьми, вхо­дящими в разные этнические группы (табл. 3), пока­зало, что они выбирают образ учительницы как своей этнической группы, так и другой. Беседа с детьми по­казала, что выбирали они данный образ не из-­за при­частности к той же этнической группе. Свой выбор они мотивировали тем, что «эта учительница им нра­вится больше» или что «она красивее, чем другие». Различие структуры выбора учительницы этническо­го образа детьми разных этнических групп незначимо.

Таблица 3. Выбор фольклорного образа учительницы для учеников воображаемой школы детьми разных этнических групп

Этнические группы Образ учительницы
Башкирка Русская

1-й этап

2-й этап

3-й этап

1-й этап

2-й этап

3-й этап

Башкирская 87 (100%) 13 (14,9%) 7 (8,0%) 12 (13,8%) 14 (16,1%) 10 (11,5%) 7 (8,0%)
Русская 98 (100%) 15 (15,3%) 6 (6,1%) 13 (13,2%) 13 (13,2%) 9 (9,1%) 16 (16,3%)

Для контроля мы провели исследование по на­шим методикам в I классе Баймакской сельской школы. Хотя школа находится в традиционном баш­кирском селе, но, тем не менее, существенного уве­личения выборов учительниц фольклорного типа в течение обучения не наблюдается (табл. 4).

Таблица 4. Данные обследования учащихся первых классов сельской школы по методике «Предпочитаемый образ учителя» («для других первоклассников») в процессе обучения

Образы учительниц Структура выборов образа учительницы на разных этапах
1-й этап (предшкольный) число выборов 2-й этап (конец 1-й четверти) число выборов 3-й этап (конец 4-й четверти) число выборов
Нормативный образ 2 (11,7%) 3 (17,6%) 3 (17,6%)
Образ массовой культуры 13 (76,4%) 11 (64,7%) 10 (58,8%)
Фольклорный образ 2 (11,7%) 3 (17,6%) 4 (23,5%)
Своя учительница 0 0
Итого 17 (100%) 17 (100%) 17 (100%)

Вместе с тем следует отметить, что структура вы­бора учителя для воображаемой школы демонстриру­ет даже большее влияние образов массовой культуры. Эти данные также показывают, насколько сильно влияет современная массовая культура на сознание детей, даже живущих в традиционном селе.

Результаты проведенных исследований позволя­ют сделать следующие выводы. Хотя нельзя гово­рить о доминирующем влиянии образов массовой культуры на сознание детей, но следует признать на­личие этого влияния. Около трети учеников в ситуа­ции неответственного выбора учительницы предпо­читают раскрепощенных, свободных в поведении молодых женщин из глянцевых журналов. Правда, своя реальная учительница оказывает существенное влияние на предпочтения детей: если учительница умеет находить общий язык с детьми, приветлива с ними, при этом оставаясь требовательной, дети вы­бирают ее, предпочитая раскрепощенным и сексу­альным образам женщин с обложек глянцевых жур­налов. Если учительница не может установить кон­такт с детьми, неприветлива, дети сохраняют свои стереотипные представления об образах предпочита­емых учительниц.

Наши наблюдения показывают, что образы тра­диционной культуры влияют на становление пред­ставлений о школе у детей 6-7 лет, если их активно с этой культурой знакомить. В таком возрасте у де­тей нет проблем этнического взаимодействия, всем им одинаково интересен фольклор разных народов. Различия были обнаружены только между мальчи­ками и девочками. Именно среди девочек было боль­ше всего выборов в пользу фольклорных образов. Видимо, к мальчикам нужен особый подход.

В итоге, мы пришли к выводу, что на желаемый образ учительницы могут накладываться стереоти­пы, навязанные детям СМИ: стереотипы раскован­ных, свободных, в какой-­то степени даже вульгар­ных, сексуальных женских образов. Какое развитие дети получат в ходе учебы, зависит от того, как будет построен учебно-­воспитательный процесс, какой стиль поведения выберет учительница и как будут помогать ей в этом родители ребенка.


1 – Это подтверждается, в частности, данными исследования Н.И. Гуткиной, недавно опубликованными в этом журнале: Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2.

2 – Исследование проводилось под научным руководством профессора В.А. Гуружапова (МГППУ).

3 – Дети уже были знакомы со своей учительницей по занятиям в подготовительной группе.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников// Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
  3. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. 1988. № 4.
  4. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. М., 1999.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность ребенка к школе. М., 2004.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002.
  8. Инновационная сеть развивающего обучения / Составитель В.А. Гуружапов. М., 2003.
  9. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. Красноярск, 1994.
  10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  11. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
  12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика