Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Феноменология неадаптивной активности в культурно-исторической парадигме 1534

Асмолов А.Г., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, agas@mail.ru
Гусельцева М.С., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО, Россия

Аннотация

В статье анализируется феноменология неадаптивной активности личности в культурно-исторической парадигме. Предлагается типология неадаптивных личностей и обсуждаются проблемы их появления на определенных этапах эволюции социокультурных систем, в ситуациях общественных кризисов. Высказывается также гипотеза о жанре научной публицистики как особом методологическом средстве при анализе междисциплинарных проблем.

Рубрика: Дискуссии и дискурсы

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Согласно историко-эволюционному подходу, каждый человек в качестве индивидуальности представляет собой неповторимый мир, потенциальный вариант дальнейшего развития культуры, который с той или иной степенью вероятности может быть претворен в жизнь. Эта вероятность особенно возрастает в критические эпохи развития культуры. Также в зависимости от состояния культуры индивидуальность либо отстаивают, либо ищут (и сама по себе такая феноменология становится индикатором состояния культуры). Например, в тоталитарно ориетированных, официальных культурах индивидуальность отстаивают как пространство для свободного развития и содержательного наполнения и тем самым преображают культуру, заставляя ее измениться и впустить в себя содержание Большого времени (М.М. Бахтин). Зачастую, отстаивая свою индивидуальность, человек выступает как неадаптант. В либеральных и ориентированных на развитие культурах индивидуальность ищут и строят, а совершая самостроительство, люди одновременно осуществляют и вклад своей индивидуальности в культуру.

Таким образом, по отношению к официальному слою культуры человек может выступать как адаптант или неадаптант. Причем адаптант реализуется в типе личности, отвечающем официальной парадигме данного общества, тогда как неадаптанты отличаются большим личностным разнообразием. Историко-эволюционный подход к исследованию человека различает три типа неадаптантов, т. е. людей, оказавшихся за рамками официальной модели общества, нарушающих его устои, взламывающих социальные стереотипы, не вписывающихся в традицию. Эти три типа неадаптантов — «аномалы», «асоциалы» и «гении» [4]. Каждый из выделенных типов выполняет в культуре собственную функцию, осуществляет свое призвание, несет собственный эволюционный смысл. Кратко остановимся на содержательных характеристиках типологии неадаптантов в культуре.

«АНОМАЛЫ». В качестве «аномала» неадаптант может выступить в двух статусах — как душевнобольной и как «человек играющий», «помешанный», «ненормальный», «юродивый», «шут», «скоморох» и т.п. Каков вообще эволюционный смысл «безумия» в культуре?Французский доктор Ж. Ванье, много лет помогающий жить душевнобольным людям, полагает, что умственно отсталые люди играют в истории человечества роль, которая не столь очевидна, но крайне важна для плодотворного развития культуры. Главная ценность таких людей, как показала многолетняя практика доктора Ж. Ванье, проявляется при гуманном к ним отношении, и эта ценность — их подлинность. Если мы не подходим к таким людям с мерками «культуры полезности», то оказывается, что они дарят миру крайне много: свою чистоту и «светлость», свою любовь, ибо, как утверждает Ж. Ванье, они обладают «сознанием любви» и талантом любить. Кроме того, слабоумные побуждают общество, в котором они живут, к альтруизму и «культуре достоинства», самим своим бытием взывая к милосердию и обращаясь к лучшему в окружающих людях, поддерживая тем самым животворящий для культуры психологический климат духовности, поскольку отношение к детям, старикам и инвалидам выступает важнейшим индикатором состояния культуры [2].

Идиот в древнем смысле слова, согласно П.А. Флоренскому, — это вовсе не слабоумный, а частный человек, т.е. не участвующий в исторической жизни, живущий в себе, вне связи с обществом. Культурные типы «дурака», «скомороха», «трикстера» широко изучены в культурологической литературе (Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко, 1984; В.Н. Топоров, 1987). Социальная роль королевского шута при средневековом дворе позволяла ему доводить до власти точку зрения, отличающуюся от официальной. Согласно традиции, королевский шут не уступал в интеллекте официальным лицам, но к его советам не относились всерьез, на его острую критику не обижались. Эволюционные типы «шута» или «чудака» позволяли практиковать вариативность в официальной культуре: что не дозволялось «оводу»-Сократу, сходило с рук чудаку- Диогену.

«АСОЦИАЛЫ». К этому типу неадаптантов мы относим «нигилистов», выполняющих разрушительно очищающую функцию для становления новой культуры, «маргиналов», расширяющих в обществе границы дозволенного поведения, и разного рода «социальных кочевников». В целом же нигилизм является первым свидетельством неблагополучия в культуре, диагностикой предкризисной ситуации. Как правило, нигилизм становится предтечей терроризма. ...

Литература
  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. М., 2007.
  3. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Механизмы подавления индивидуальности в тоталитарных культурах: как зарождаются и исчезают ведьмы и гении? // Тетради Межд. ун-та в Москве: Сборник научн. трудов. Вып. 8. М., 2007.
  4. Асмолов А.Г., Нырова (Гусельцева) М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993.
  5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
  6. Бахтин В.C. Школьная жизнь в Париже XII века // Средневековый быт: Сборник статей. Пг., 1925.
  7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.. 1965.
  8. Варшавский В.И., Поспелов Д.А. Оркестр играет без дирижера. М., 1984.
  9. Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.
  10. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1988.
  11. Гаспаров М.Л. [Вступительная статья] // Памятники средневековой латинской литературы IХ—ХI вв. М., 1969.
  12. Гирш В. Гениальность и вырождение. Одесса, 1895.
  13. Григуревич И. Инквизиция. М., 1977.
  14. Громов Н.М., Козлов Н.С. Русская философская мысль X—ХVII вв. М., 1990.
  15. Гуревич А.Я. Ведьма в деревне и пред судом // Языки культуры и проблема переводимости. М., 1988.
  16. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005.
  17. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
  18. Гусейнов Г.Ч. Ложь как состояние сознания // Вопросы философии. 1989. № 11.
  19. Гусельцева М.С. Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности // Психология индивидуальности: Материалы Всероссийской конференции / Отв. ред. В.Д. Шадриков. М., 2006.
  20. Гусельцева М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках // Вопросы психологии. 2006. № 4.
  21. Гусельцева М.С. Культура как психологическая реальность: опыт идеального моделирования // Вопросы психологии. 2007. № 5.
  22. Гусельцева М.С. Психология, педагогика и культурология: встреча парадигм в эпоху перемен // Журнал приклад. психологии. 2004. № 4—5.
  23. Декабристы в воспоминаниях современников. М.,1988.
  24. Залкинд А.Б. Очерки культуры революционного
    времени: Сборник статей. М., 1924.
  25. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII—ХIII вв. Пг., 1915.
  26. Кребер А.Л. Избранное: Природа культуры. М.,
    2004.
  27. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и
    традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб., 1994.
  28. Митрохин Л.Н. Философия религии (Опыт истолкования Марксова наследия). М.,1993.
  29. Нанивская В.Т. Анатомия репрессивного сознания (как создавалась отечественная школа) // Вопросы философии. 1990. № 5.
  30. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. М., 1984.
  31. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Р.н/Д, 1996.
  32. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности М., 1992.
  33. Синявский А.Д. Диссидентство как личный опыт // Юность. 1989. № 5.
  34. Селли Дж. Гениальность и помешательство. М.,
    1895.
  35. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.
  36. Тендрякова М.В. Охота на ведьм: исторический
    опыт интолерантности. М., 2006.
  37. Теплов Н.В. Что такое культура и что такое гениальность с точки зрения развития культуры: Доклад в заседании Исторического общества от 24 марта 1902 г. М., 1902.
  38. Цвейг С. Совесть против насилия. М., 1988.
  39. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса (влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса, начиная с V в. до Р. Хр. и по сие время). Калуга, 1924.
  40. Ясперс К. Смысл и предназначение истории. М., 1991.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика