Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Проблема общего и индивидуального в творчестве Л.С. Выготского: между эмпиризмом и диалектикой 842

Чеснокова А.Г., кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, alches@list.ru

Аннотация

Проблема общего и индивидуального рассматривается в статье как фундаментальная проблема психологии. Дается краткая характеристика эмпирического и диалектического подходов к проблеме общего и индивидуального, по Э.В. Ильенкову. На примере идей Вундта, Дильтея, психологических школ начала ХХ в. автор выявляет противоречивый характер достижений эмпирической психологии, обернувшийся кризисом эмпирического принципа обобщения. Автор указывает на дуалистический базис концепции общей психологии Л.С. Выготского, сочетающий диалектический подход с особенностями эмпирического мышления. Эмпирическая традиция проявилась прежде всего в понимании метода общей психологии. Диалектическое направление исследований позволило Выготскому заложить основы неклассической психологии высших психических функций и преодолеть классическую противоположность общего и индивидуального в психологии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В поисках «клеточки».

Проблема развития понятий Если мы обратимся к конкретно-психологическим исследованиям Л.С. Выготского, то увидим, что все варианты «клеточки», выдвигавшиеся им на разных этапах творчества: «речевой рефлекс», «инструментальный акт», «значение», «смысл», «переживание» [13], не удовлетворяют требованию, предъявляемому диалектикой к «конкретно-общему». Они не могут рассматриваться в качестве генетически исходной единицы анализа психики. Как писал В.П. Зинченко о значении, в них нет «движителя» для их трансформации в сознании [8]. Согласно диалектической логике, таким «движителем» является внутреннее противоречие самой системы, фиксируемое во всеобщем понятии через тождество двух взаимоисключающих определений.

На первый взгляд, все «клеточки» Выготского полностью соответствуют этому критерию.

В основе эстетической реакции лежит противоречие формы и содержания воспринимаемого материала.

Речевой рефлекс представляет собой единство сознания и поведения.

Значение есть единство общения и обобщения.

Смысл — единство аффекта и интеллекта.

Переживание — единство среды и личности.

Однако фиксируемые противоречия не являются генетически исходными, а скорее более поздними, производными формами. Выготский прослеживает трансформацию этих форм (развитие значений, изменение отношений между аффектом и интеллектом, развитие переживаний в детском возрасте). Однако вопрос о реальном источнике их возникновения и развития остается открытым. В одном случае в качестве такого источника указывается общение, в другом — переход к символической деятельности, в третьем — изменение социальной ситуации развития и т. д. Это говорит о том, что у Выготского не было четкого представления о генетической основе развития системы психического. «Клеточка психологии» не была им найдена. Одна из причин этого связана с тем, что конкретно-психологические исследования Выготского были направлены на изучение не столько психики вообще, сколько высших психических функций (ВПФ) и сознания. Развитие психики выступило в концепции Выготского как процесс становления психики сознанием, имеющим системное и смысловое строение. За ядро развития сознания принималось развитие системы обобщения. В этом смысле трактовка Выготским проблемы обобщения является важной частью его теории сознания.

Литература
  1. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982, 1983.
  3. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 1.
  4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
  5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.
  6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М., 1972.
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  8. Зинченко В.П. Идеи Л.С. Выготского о единицах анализа психики // Психологический журнал. 1981. № 2.
  9. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997.
  10. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. В.В. Давыдов: творение «нового всеобщего» // Вопросы философии. 2005. № 9.
  11. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. М., 1960. Т. 23.
  12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М., 2003.
  13. Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.


 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика