Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Проблема метода психологического изучения школьных страхов учащихся начальных классов 1272

Гузанова Т.В., аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Аннотация

Рассмотрена проблема метода психологического изучения школьных страхов учащихся начальных классов. Проведено исследование с целью изучения адекватности применения теста школьной тревожности Филипса для исследования школьных страхов в начальной школе. Было исследовано 72 ученика четвертых классов г. Москвы. По результатам теста ведущим страхом является страх ситуации проверки знания. При этом были выявлены противоречия между результатами теста и объективной картиной, полученной в результате наблюдения, опросов самих детей родителей, учителей. Обозначены трудности применения теста Филипса в начальных классах для исследования школьных страхов: неточное соответствие названия фактора в русском переводе его содержанию; трудности применения опросных методов в начальной школе в связи с недостаточным уровнем развития рефлексии в данном возрасте; возможное отсутствие необходимой степени доверия к школьному психологу со стороны учащихся. Сделан вывод о возможности применения теста школьной тревожности Филипса в четвертых классах только в качестве основы для дальнейшей работы с учащимися, родителями и учителями. На основании исследования был поставлен вопрос о создании и апробации комплексной диагностики школьных страхов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Полученные в ходе проведения опросника данные частично подтверждаются данными наблюдений, экспертными оценками учителей, а также сведениями, полученными в беседах с родителями. Однако нами выявлены отдельные случаи несоответствия. Так, например, у Лёвы Ц. из «А» класса было диагностировано отсутствие школьной тревожности по всем показателям. При этом по результатам наблюдения, бесед с учителями и родителями было установлено, что мальчика очень беспокоят отметки по некоторым предметам; на момент обследования у него наблюдался страх ответа у доски на уроках математики: дрожали руки, ребенок неуверенно шел к доске, хотя при этом часто отвечал правильно. Примерно в это же время у ребенка был конфликт с одним из учителей. В беседе с психологом при обсуждении результатов тестирования ребенок говорил о тревоге и беспокойстве, которые он испытывает в школе. В ходе проведения консультаций мальчик осознал, что очень боится получить неудовлетворительную отметку и потерять шанс попасть в хорошую школу. Таким образом, мы наблюдаем несовпадение результатов теста с реальными ощущениями ребенка.

По результатам теста по всем факторам класс «А» имеет более низкие показатели, чем классы «Б» и «В». Однако в этом классе по результатам наблюдения, бесед с учителями больше детей испытывают страх проверки знаний, чем в классах «Б» и «В». Родители учащихся класса «А» чаще обращались к психологу с проблемами школьных страхов и тревожности, чем родители «Б» и «В» класса вместе взятые.

По адекватности применения теста школьной тревожности Филипса для исследования школьных страхов можно сделать определенные выводы.

Во-первых, тест школьной тревожности желательно применять только с четвертого класса в связи с трудностями понимания детьми формулировок вопросов.

Во-вторых, факторы включают в себя вопросы, относящиеся к школьной жизни, самочувствию ребенка в школьном коллективе, но при этом в наименовании фактора нет понятий, указывающих на это. Возможно, это было связано с особенностями перевода иностранной методики на русский язык. Для решения данного противоречия можно переименовать некоторые факторы. Например, фактор 2 «переживания социального стресса» можно переименовать в «страх одноклассников». Не вполне адекватно и название фактора 7 «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», поскольку соответствующие пункты касаются заметных ребенку внешних проявлений страха школы.

В-третьих, тест школьной тревожности Филипса дает нам сведения об осознаваемых проблемах ребенка в школе, что может не совпадать с реальными проблемами ученика.

Наконец, проведение теста в классе в групповом виде может активизировать у учеников страх «не оказаться хуже одноклассников», присущий детям начальных классов. В нашем случае дети доверяли психологу, большинство из них не боялись говорить о своих проблемах, зная, что психолог не передаст эти сведения родителям и особенно учителям. Однако в массовой школе психолог часто является и педагогом или же еще не успел заслужить определенной степени доверия школьников.

Очевидно, применение опросных методов позволяет исследовать преимущественно осознаваемые особенности психики и поведения. Для получения более полных и достоверных сведений с помощью опросных методов необходим определенный уровень развития рефлексии. К концу младшего школьного возраста рефлексия только начинает формироваться, поэтому для детей младшего школьного возраста было бы адекватней применить другие методы исследования: наблюдение, экспертные оценки учителей, анализ продуктов деятельности, беседы с родителями.

Таким образом, проблема методов диагностики школьных страхов может быть решена путем создание комплексной диагностики, включающей в себя карты и схемы наблюдений, бесед с родителями и педагогами, проективные методы, тесты.

 

Литература
  1. Вроно Е.М. Пойми своего ребенка: О детских страхах, конфликтах и других проблемах. М., 2002.
  2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2005.
  3. Детские невротические страхи, их диагностика и коррекция: (старший дошкольный — младший школьный возраст): Прогр., учеб. и метод: Материалы к спецкурсу / Сост. Т.В. Неболюбова, И.Б. Гришпун. М., 1993.
  4. Лебедева Л.Д. Учителю о детских страхах и методах их коррекции // Дидакт. 2000. № 4.
  5. Осетрова Н.В. Диагностика уровня школьной тревожности младшего школьного возраста. Кунгурск, 2003.
  6. Пейдж Э. Тревога и страх … как преодолевать: Пер. с англ. / Под общей ред. В. Э. Пашковского. СПб., 2003.
  7. Щербатых Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. М., 2005
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика