Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Компаративистский подход в исследовании когнитивной самооценки 941

Позина М.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Москва, Россия, marina_Pozina@rambler.ru

Аннотация

В теоретико-экспериментальном исследовании сопоставляются субъективные и объективные показатели работы студентов с текстом. Данные получены на основе новых методов оценивания. Выявляется тенденция: чем «слабее» студент, тем сильнее проявляется у него склонность завышать самооценку результатов интеллектуальной деятельности. Результаты обсуждаются в контексте материалов отечественных и зарубежных исследований, касающихся проблем самооценивания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Обсуждение

Мы считаем, что изучение самооценки без сопоставления с объективными показателями, по сути, малоэффективно. В целостный психологический процесс когнитивной самооценки могут вовлекаться разнородные представления о самом себе. Интерференция такого рода может приводить к различным феноменам, что обусловливает специфику познавательной деятельности индивида. В этом контексте когнитивная самооценка (самооценка познавательной и профессиональной деятельности) выполняет различные функции. Особое значение приобретает самооценка как средство саморегуляции, саморазвития, улучшения объективных результатов. Нормальная самооценка может выполнять метакогнитивную функцию, особенно сегодня, когда обучение в течение всей жизни является генеральной стратегией наиболее развитых стран мира.

В Государственном образовательном стандарте высшего и профессионального образования сформулированы требования к образованности, знаниям и умениям выпускников вузов. В числе важнейших — владение культурой мышления, способность и умение приобретать новые знания, готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности. Уровень умений преподавателя диагностировать учебный процесс, видеть меру разнообразия учебных способностей студентов, воспринимать, организовывать и «упаковывать» информацию в значительной мере определяет его способность формировать общеучебные умения и навыки студентов. Важной составляющей этого процесса является исследование процессов самооценки результатов деятельности студента. Уже более десяти лет назад Министерство высшего и профессионального образования (приказ № 394 от 13.03.97) определило общую стратегию улучшения качества учебной и учебно-методической работы в вузах страны с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов. В числе конкретных задач — разработка системы методов самооценки для внутренней и внешней оценки деятельности вузов, а также разработка оценочных средств и технологий для целей итоговой и поэтапной аттестации студентов в соответствии с требованиями ГОСТ. На страницах министерского документа самооценка рассматривается как важнейшая составляющая компетентной профессиональной деятельности. Особая роль в этом документе отводилась анализу психолого-педагогических методов контроля качества обучения и организационных процедур самооценки, аттестации и аккредитации вузов.

В наших исследованиях самооценки, помимо интегративной функции оценки образа Я, важным аспектом ее функциональной значимости является прогноз академических достижений. Данные самооценки результатов той или иной деятельности студента позволяют нам оценить его когнитивные и мотивационные ресурсы, определить вектор индивидуально-личностного роста, создать условия для коррекции «интеллектуального поведения», выработать стратегию отношений с самим собой для избежания когнитивного диссонанса в процессе учебы. В основе когнитивной самооценки (самооценка познавательных и профессиональных компетенций) — «осознание механизмов непонимания». Чем более рефлексирующей является личность, чем более адекватна она академической среде, тем быстрее и конструктивней происходит у нее осознание непонимания. У «когнитивных эготиков» экстрапунитивные механизмы направлены на защиту своего Я, блокируют процесс осознания непонимания. Их психическая и интеллектуальная энергия уходит на то, чтобы избежать когнитивного диссонанса путем самооправдания и защиты от «неудобной» информации.

Литература
  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
  2. Гребнев Л.С. Образование: рынок «медвежьих» услуг // Высшее образование сегодня. 2005. № 4.
  3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М., 2000.
  4. Маховская О. ТВ любит неудачников // Новая газета. 2008. № 16 (1334), 06.03—12.03.
  5. Неволин И.Ф. Познавательное чтение: методы исследования и оценки. Дис. ... канд. психол. наук. М., 1988.
  6. Позина М.Б. Зона ближайшего развития: коррекция самооценки в осознании непонимания // Психология в школе: зона ближайшего развития: Материалы VII Ежегодной научно-практической конференции. Ч. 1. СПб., 2002.
  7. Смит Н. Современные системы психологии / Пер. с англ. под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб., 2003.
  8. Шанин Т. О пользе иного: британская академическая традиция и российское университетское образование // Вестник Европы. 2001. № 3.
  9. Dent D. Bursting the Self-Esteem Bubble. A controversial report suggests that high self-esteem can be dangerous // Psychology Today. 2002. Mar./Apr. Электронная версия: http://psychologytoday.com/articles/pto-20020301-000005.html.
  10. Branden N. The psychology of Self-Esteem // Butler-Bowdon T., 50 psychology classics. Nicholas Brealey Publishing. L., 2007.
  11. Campbell R., Foddis W. Is High Self-Esteem Bad for You? Электронная версия: http://www.objectivistcenter. org/cth--670-Is_High_Self_ Esteem_Bad_You.aspx.
  12. Colman A.M. A Dictionary of Psychology. Oxford University Press Inc. N.Y., 2003.
  13. Nevolin I.F. Text and Comprehension: Semantic Parameters // Psychosemiotik — Neurosemiotik / hrsg. vou Peter Grzybek. — Bochum: Brockmeyer, 1993.
  14. Nevolin I.F., Pozina M.B. Studying study skills: A joint project // Reading Today. A bimonthly newspaper of International Reading Association. Vol. 14. Number 3. December 1996 / January 1997.
  15. Flynn H.K. Self-Esteem Theory and Measurement: A Critical Review // Thirdspace, 2003. Электронная версия: http://www.thirdspace.ca/articles/kohlflyn.htm.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика