Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Гендерный подход в контексте культурно-исторической психологии Л.С. Выготского 1048

Семенова Л.Э., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета, Нижний Новгород, Россия, psychology@nfmgei.ru

Аннотация

В статье проводится сопоставление важнейших положений культурно-исторической концепции развития человеческой психики Л.С. Выготского и теоретических основ новой академической отрасли — гендерных исследований в психологии. На примере анализа одной из наиболее известных психологических концепций социального конструирования гендера — теории линз гендера С. Бем показана близость идей Л.С. Выготского и гендерного подхода в психологии относительно становления психики человека путем «врастания» в культуру своего общества, социальной природы его психики и гендера.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В целом, резюмируя основные положения гендерного подхода и концепции Л.С. Выготского, мы считаем возможным отметить также их близость и по ряду иных аспектов, в частности, следующих:

  • значимость социально-культурного контекста становления человека (личности) и всех тех феноменов, которые имеют к нему отношение (включая психологические);
  •  признание роли субъективной активности в этом процессе;
  •  необходимость общения и практики социального взаимодействия;
  • зависимость развития личности (направленности и содержания этого процесса), ее поведения от характера социальных влияний, уровня и качества развития общества;
  • идея присвоения (принятия) индивидом культурных символов, значений, знаков (в том числе знаков гендера) и последующее руководство ими, включая социально заданные способы категоризации (среди которых категоризация и самокатегоризация по признаку пола), позволяющие определенным образом разделять, комбинировать и структурировать объекты мира и собственные переживания, что и подразумевает, с конструктивистской точки зрения, создание и выстраивание внешнего и внутреннего мира.

Кроме того, мы склонны полагать, что и сам факт различения в системе гуманитарного знания понятий «пол» и «гендер» в определенной мере может быть вполне сопоставим с таким же революционным в свое время различением Л.С. Выготским природного и культурного, естественного и исторического, биологического и социального в психологическом развитии ребенка. Как Л.С. Выготский «ставит цель раскрыть социальную природу «специфически человеческих» высших психических функций и с присущей ему полемичностью высказывает мысль о необходимости «другого», не биологического, понимания развития психических функций» [14, с. 12—13], так и в гендерном подходе обосновывается социальная природа всего того, что связано с полом человека в обществе.

В логике культурно-исторического подхода индивидуального развития человеческой психики первоначально гендер существует в интерпсихическом плане и лишь затем переходит в интрапсихический план, т. е. вначале он существует объективно вне каждого человека в идеальной форме, которая присваивается и субъективируется в процессе индивидуального развития, становясь реальной формой сознания индивида [9] или, иными словами, из мира культуры (мира «значений») он переходит в мир личности (мир «смыслов») [7]. И, как подчеркивал Л.С. Выготский, этот переход не происходит автоматически, а предполагает наличие посредников: других людей и культурных знаков — знаков гендера — культурных посланий, адресованных лицам женского и мужского пола, овладение которыми является важным условием формирования (конструирования) гендера личности.

Таким образом, с позиций психологического исследования существенным является тот факт, что гендер имеет социальное происхождение и культурное своеобразие, что он производится в условиях конкретного общества в системе общественных отношений, складывающихся из действий конкретных личностей, (т. е. в процессе социально-символического взаимодействия) и регулируется определенными социальными нормами и ожиданиями, которые путем интериоризации присваиваются личностью и в дальнейшем могут играть важную роль в овладении ею своим внутренним миром и поведением.

Литература
  1. Алёшина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.
  2. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М., 2004.
  3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
  4. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М., 2002.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982—1984.
  6. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1991. № 4.
  7. Гусельцева М.С., Асмолов А.Г. Парадигмы развития в психологии // Мир психологии. 2007. № 2.
  8. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред. Е.А. Здравомысловой, А.А. Тёмкиной. СПб., 2007.
  9. Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  10. Киммел М. Гендерное общество. М., 2006.
  11. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб., 2004.
  12. Кон И.С. Маскулинность как история. Меняющиеся мужчины в меняющемся мире. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. М., 2002.
  13. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую психологию ХХ столетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.
  14. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2005.
  15. Ходырева Н.В. Изменяя психологию… // Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М., 2004.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика