Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования 1044

Троянская С.Л., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ГОУ ВПО Удмуртского государственного университета, Ижевск, Россия, svetatroya@mail.ru

Аннотация

В статье, методологическим основанием содержания которой выступили культурно-историческая теория Л.С. Выготского, культурологический и системный подходы в педагогике, определено содержание понятия общекультурной компетентности. Сделана попытка логически обосновать структурно-содержательную и структурно-критериальную модели общекультурной компетентности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Таким образом, общекультурная компетентность определяется нами как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера.

Анализ научно-педагогической литературы и опыта деятельности позволяет предположить, что структура общекультурной компетентности трехкомпонентна. Когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты входят в ее состав. Когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения продуктов культуры, как изучение, понимание — в разнообразных определениях культуры мы замечаем ее «знаниевую» характеристику: «комплекс знаний», «совокупность интеллектуальных элементов». Ценностно-ориентационный компонент предполагает приобщение к культуре как передачу ценностей через переживание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как «система производства духовных ценностей», «специфический способ мышления, чувствования», «реализация верховных ценностей». Коммуникативно-деятельностный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры, как научение и сотворчество. Это закреплено в определениях культуры как формы поведения, способов человеческой деятельности, системы хранения и передачи социального опыта. Ниже предлагается следующая схема модели общекультурной компетентности (табл. 1).

Наличие поля значимых проблем, способности их решения определяют познавательную направленность когнитивного компонента общекультурной компетентности. Универсальный характер культуры как целостной системы представляет собой синтез онтологических, гносеологических, аксиологических проблем, решение которых обусловлено уровнем общекультурной компетентности. Таким образом, поле проблем составляют: проблемы социальной деятельности, межличностных отношений, личностного саморазвития, мировоззренческие.

Наличие круга значимых проблем, способности их решения задают общие характеристики общекультурной компетентности личности, базовые показатели уровня общей культуры формируются в процессе освоения культурного пространства. Освоенное культурно-образовательное пространство является характеристикой ценностно-ориентационно-го компонента в структуре общекультурной компетентности. Ценностно-ориентационный компонент обладает эмоционально-ценностной направленностью, поскольку присвоение продуктов культуры предполагает их чувственное восприятие, эмоциональное, ценностное отношение к ним. Таким образом, освоенное культурное пространство в структуре

общекультурной компетентности не только характеризует степень ориентации личности в источниках духовной и материальной культуры, но и определяет содержание представлений и ее отношение к эталонам и ценностям, воплощенным в научных, философских идеях, произведениях искусства.

Таблица 1

Структурно-содержательная модель общекультурной компетентности

Компоненты Параметры

Когнитивный

Ценностно-ориентационный

Коммуникативно-деятельностный

Направленность

Познавательная

Эмоционально-ценностная

Операционно-поведенческая

Характеристики

Поле проблем

Освоенное культурно-образовательное пространство

Способность к культурной деятельности, общению

Ключевое слово

Осознание

Соучастие, сочувствие

Содействие

Литература
  1. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в 21 век. М., 1991.
  2. Конасова Н.Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы. СПб., 2000.
  3. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д., 1995.
  4. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  5. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  6. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Пер. с англ. и ком. Ю.А. Асеева. Отв. ред. И.С. Кон. М., 1988.
  7. Мамардашвили М. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.
  8. Фрумин И.Д. Компетентностный подход в образовании // Материалы Х Всероссийской конференции «Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах». Красноярск, 2003.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика