Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Развитие личности в ходе освоения родительской позиции 1555

Захарова Е.И., доктор психологических наук, Доцент кафедры возрастной психологи факультете психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, E-I-Z@yandex.ru

Аннотация

Основная обсуждаемая проблема — возможность применения представлений о культурной обусловленности развития ребенка и подростка к пониманию механизмов развития взрослого человека. Автор обсуждает ситуацию присвоения социальной позиции родителя взрослым человеком в связи с рождением ребенка. Социальная позиция родителя понимается как культурно-исторический феномен. Она определяется через функции, которые должен реализовывать родитель, выделяются характеристики, позволяющие увидеть ее своеобразие по отношению к другим социальным позициям. Социальная позиция осваивается человеком, у которого неизбежно возникает отношение к осваиваемой позиции. Автор полагает, что присвоение социальной позиции возможно только при условии позитивного отношения к ее основным характеристикам. В статье указываются проблемы, возникающие в связи с трудностями присвоения родительской позиции. Результатом присвоения социальной позиции родителя становится внутренняя позиция родителя, которую, по мнению автора, можно считать новообразованием взрослости.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Обращаясь к понятию родительской позиции, мы считали необходимым определить ее особенности, исходя из родительских функций, и лишь после этого исследовать особенности отношения родителей к принимаемой на себя в связи с рождением ребенка позиции. Необходимость такого шага была продиктована проблемами принятия родительской позиции, открывающимися в рамках консультативной практики. После рождения ребенка женщина и мужчина становятся родителями, т. е. занимают социальную позицию, особенности которой закреплены в культуре. Они начинают реализовывать функции, связанные с развитием ребенка, могут делать это в той или иной мере гармонично и компетентно. Но в то же самое время можно говорить и об отношении к занимаемой позиции. Нередко встречается негативное отношение или категорическое непринятие особенностей родительской позиции. Тогда выполнение родительских функций (а они продолжают выполняться в силу необходимости) вызывает раздражение или апатию, с которой родитель безуспешно старается справиться. В некоторых случаях причины такого эмоционального состояния не осознаются, и оно оправдывается усталостью, в некоторых случаях осознание порождает чувство вины, которое только замыкает круг проблем.

Мы видим, что присвоение родительской позиции не происходит автоматически в связи с появлением ребенка. С одной стороны, эмоциональное отношение к родительской позиции может складываться задолго до его рождения, с другой — может существенно трансформироваться уже в процессе ухода за ребенком. Принятие родительской позиции приводит к появлению особой психологической реальности — внутренней позиции родителя. Внутренняя позиция определяется Л.И. Божович как готовность к реализации социальной позиции, сопровождающаяся позитивным отношением к ее элементам, функциям, ею задаваемым. Формирование внутренней позиции позволяет человеку строить поведение иначе, чем через волевое усилие и серьезное преодоление себя [3].

Возвращаясь к разговору о внутренней позиции родителя, попробуем определить ее характеристики в связи с функциями, социально закрепленными за родителями. Первой родительской функцией является уход за ребенком. Поскольку человеческое дитя является самым беспомощным существом, не может самостоятельно удовлетворить ни одну из своих витальных потребностей, на родителя возлагаются обязанности, связанные с их удовлетворением. На первых порах речь идет о потребностях физиологических, собственно уход за ребенком, но по мере его взросления все настойчивее требуют удовлетворения познавательная потребность, потребность в общении. В связи с этим родительская позиция означает необходимость уделять достаточно времени ребенку (собственно, ребенок имеет право на время родителей), причем совмещение в это время родительских обязанностей с какими-либо иными делами невозможно, поскольку ребенку необходимо уделять не только время, но и внимание. Отвлечение внимания от ребенка во время ухода за ним делает родителя нечувствительным к его нуждам, неадекватным в реакциях и практически сводит на нет удовлетворение потребности ребенка. Итак, обязательным условием осуществления родительской позиции является забота, уровень которой определяется количеством сил, времени и внимания, уделяемых ребенку. Кроме того, осуществляя уход за ребенком, взрослый человек вынужден подстраиваться под ритм его жизни, что часто вступает в противоречие с возможностью удовлетворения собственных потребностей. Таким образом, родитель приобретает зависимость от ребенка — он больше не принадлежит себе. Очевидно, что отношение к зависимости от нужд ребенка, необходимости отдавать ему значительную часть своих сил, времени и внимания может быть очень разным.

Литература
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
  2. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории / Под. ред. И.С. Кона. М., 1974.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. М.; Самара, 2001.
  5. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
  6. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  7. Овчарова Р.В. Психология родительства. М., 2005.
  8. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. М., 1981.
  9. Строгалина А.И. Особенности родительской позиции матерей младенцев: Дипломная работа. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика