Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Нарушения произвольной памяти в структуре когнитивного дизонтогенеза у детей с разными видами отклоняющегося развития 1015

Зверева Н.В., кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, nwzvereva@mail.ru

Аннотация

В статье представлены материалы исследования произвольной памяти у детей с разными видами отклоняющегося развития. У испытуемых от 8 до 15 лет, страдающих шизофренией и резидуально-органическими расстройствами не эндогенного происхождения (искаженный и другие типы дизонтогенеза), оценивалось произвольное запоминание с использованием методик «10 слов», «Парные ассоциации» и методик на модально-специфическую память с использованием невербального стимульного материала, предъявляемого тактильно, стереогностически и зрительно. Показано, что тип отклоняющегося развития в детском возрасте определяет варианты нарушения психических функций, в том числе в мнестической деятельности, описаны варианты когнитивного дизонтогенеза с точки зрения нарушений произвольной памяти у детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Память является одной из наиболее изученных психических функций в психологии. Экспериментальные исследования отражали логику развития психологии и были посвящены разнообразным аспектам мнестической деятельности у различных контингентов испытуемых. Значительное место в этом ряду исследований занимали работы по изучения формирования и протекания процессов памяти в детском возрасте (Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др.). [3, 13]. Самостоятельную задачу представляет оценка состояния памяти при отклоняющемся развитии. В.В. Лебединский выделил шесть вариантов психического дизонтогенеза:

1) недоразвитие;

2) задержанное развитие;

3) поврежденное развитие;

4) дефицитарное развитие;

5) искаженное развитие;

6) дисгармоничное развитие.

С.Я. Рубинштейн описала нарушения памяти у детей с дизонтогенезом по типу недоразвития [11, 14]. Проводились исследования произвольной памяти у детей с разными видами отклоняющегося развития, в том числе и с опережающим развитием, задержанным и поврежденным развитием. В настоящее время реализуется нейропсихологический подход к проблеме развития памяти, ее нарушений в детском возрасте. Выявлена связь модально-специфической памяти и успешности обучения у детей с разными типами дизонтоненеза, описаны синдромы нормативного развития (Т.В. Ахутина, Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, Е.Г. Каримулина и др.) [1, 8, 10].

В отношении детей с эндогенной психической патологией таких работ крайне мало.

<...>

Литература
  1. Ахутина Т.В. Нейропсихология и школа // Психология перед вызовом будущего: Материалы конференции, посвященной 40летию факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2006.
  2. Вроно М.Ш. О некоторых нарушениях развития у де тей, страдающих шизрофренией // Ж. невропат. и психи атр. им. С. С. Корсакова. 1976. № 10.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1983.
  4. Горюнова А.В., Козловская Г.В., Римашевская Н.В. К вопросу о нейропсихической дезинтеграции у детей ран него возраста из группы высокого риска по эндогенным психозам // Проблемы шизофрении детского и подростко вого возраста / Под ред. М.Ш. Вроно. М., 1986.
  5. Ермилов Т.А., Зверева Н.В. Особенности произволь ного тактильного запоминания у здоровых и больных ши зофренией детей и подростков (экспериментальное иссле дование) // Вопросы психического здоровья детей и под ростков. 2005 (5). № 1.
  6. Зверева Н.В. Дисгармоничность как специфический признак когнитивного дизонтогенеза при шизофрении в детском возрасте // В.М. Бехтерев и современная психо логия: Материалы докладов на российской научнопрак тической конференции. КГУ, 29—30 сент. 2005 г. Казань, 2005.
  7. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986. 8. Каримулина Е.Г., Зверева Н.В. Тактильная деятельность и успешность обучения у младших школьников // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2007 (7). № 2.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика