Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Теоретическая разработка и практическая реализация системы обучения слепоглухих А.И. Мещеряковым (к 85-летию со дня рождения) 840

Басилова Т.А., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, bassilova@yandex.ru

Аннотация

В статье, посвященной 85-летию со дня рождения А. И. Мещерякова, подробно описывается его биография и освещаются разные стороны его научной работы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Организация группового обучения слепоглухих студентов в МГУ

9 февраля 1971 г. четверо воспитанников Загорского детского дома для слепоглухих были переведены для окончания среднего образования в экспериментальную группу слепоглухих в Москву. Это были:

  • Лернер Юрий Михайлович, 25 лет, потерял зрение в 4 года, слух в 7 лет, с 9 лет обучался по программе начальной школы слепых индивидуально с педагогом на дому по рекомендациям Соколянского, продолжил обучение в Детском доме с 17 лет;
  • Корнеева Наталья Николаевна, 21 год, нарушения зрения и движений наблюдались после заболевания в 2 г. 6 мес, с 9 лет обучалась сначала в массовой школе, а затем в школе слепых, но после 11 лет стала терять слух и с 12 лет обучалась в экспериментальной группе НИИ дефектологии, а с 13 — в Детском доме;
  • Сироткин Сергей Алексеевич, 22 года, тугоухий и слабовидящий с рождения, ослепший окончательно в 5 лет, начавший обучаться под руководством И.А. Соколянского с 6 лет в детском саду для глухих с индивидуальным педагогом, а затем индивидуально в школе для слепых и экспериментальной группе НИИД, поступил в Детский дом в 14 лет;
  • Суворов Александр Васильевич, 17 лет, ослеп в 3 года, с 7 лет обучался в школе слепых, а после потери слуха в 11 лет поступил в Детский дом в Загорске.

Как видно из этой очень краткой справки, будущие студенты в разное время потеряли слух и зрение, имели разный опыт семейного воспитания и обучения. Все они разное время обучались по программам школы слепых. Их объединяли также почти 7 лет совместной успешной учебы в Детском доме для слепоглухих, где они обучались по программе старших классов массовой школы. Все четверо хорошо владели словесной речью, общались между собой с помощью дактильной речи, достаточно хорошо владели устной речью, чтобы их понимали слышащие люди. Но больше всего их объединяла забота и внимание Александра Ивановича, доверие к нему и желание продолжить свое образование.

Докторская диссертация «Слепоглухонемые дети (психическое развитие в процессе обучения)» с большим успехом была защищена АИ. Мещеряковым в мае 1971 г. По следам впечатления, которое было произведено защитой этой диссертации на научную общественность, Лабораторией обучения и воспитания слепоглухих детей под руководством А.И.Мещерякова НИИ дефектологии АПН СССР и психологическим факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством академика АН. Леонтьева было решено начать эксперимент по обучению четырех слепоглухих студентов по программе высшей школы. А.И.Мещеряков решился воспользоваться этой благоприятной ситуацией, чтобы продолжить эксперимент по непрерывному обучению слепоглухих, расширить возможности для научной работы лаборатории, привлечь к ее работе внимание более широкого круга специалистов. При этом самой главной его целью было воспитание группы активных и образованных слепоглухих людей, которые смогли бы привлечь к себе общественное внимание, создать в будущем национальную организацию слепоглухих для улучшения положения всех людей в нашей стране с подобными проблемами.

А.Н.Леонтьев, возможно, видел в эксперименте по обучению слепоглухих студентов в МГУ новые научные перспективы для достаточно молодого тогда психологического факультета (факультет психологии был открыт только в 1966 г.). Министерство высшего образования СССР дало разрешение на поступление четырех слепоглухих студентов вне конкурса, но с обязательной сдачей вступительных экзаменов (кроме математики). Началась стремительная подготовка к экзаменам, затем их сдача и собственно обучение в МГУ. Ситуация сначала очень осложнялась тем, что двое из студентов — А.В.Суворов и С.А.Сироткин — отказывались от предложения всем сразу поступать на психологический факультет и хотели учиться только на философском. Попытались пойти им навстречу, но это потребовало неимоверных усилий по организации обучения сразу на двух факультетах. После первого семестра они были переведены также на психологический факультет.

Литература
  1. Лурия Е.А. Мой отец А.Р. Лурия. М, 1994.
  2. Мещеряков AM. Некоторые проблемы образа в связи с особенностями формирования психики слепоглухонемого ребенка // Вопросы психологии. 1960. № 4.
  3. Мещеряков AM. Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов // Специальная школа. 1967. Вып. 6 (126).
  4. Мещеряков AM. Обсуждение проблем развития психики при дефектах органов чувств у человека // Вопросы психологии. 1968. № 5.
  5. Мещеряков AM. Как формируется человеческая психика при отсутствиии зрения, слуха и речи // Вопросы философии. 1968. № 9.
  6. Мещеряков AM. О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых // Дефектология. 1969. № 2.
  7. Мещеряков AM. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. 1973. № 3.
  8. Мещеряков AM. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М., 1974.
  9. Сериккалиева Э., Сироткин С, Суворов А. Обретешь друзей. Алма-Ата, 1978.
  10. Bakhurst D., Padden С. The Mesheryacov experiment: Soviet work on the education of blind-deaf children // Learning and Instruction. 1991.
  11. Levitin K. One is Not Born a Personality. Profiles of Soviet Education Psychologists. M., 1982.
  12. Mesheryakov A. Awakening to life. M, 1974.
  13. Regi Т.Е. Legacy of the Past: Those who are gone but have not left. Denmark. 1996.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика