Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8105Ключевые слова 19767 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Социокультурные детерминанты познавательной деятельности детей малочисленных народов Севера 1233

Инденбаум Е.Л., кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой клинико-психологических основ дефектологии и логопедии факультета специальной педагогики и психологии Восточно-Сибирской Государственной академии образования, Иркутск, Россия, eleon-irk@yandex.ru

Аннотация

Целью исследования являлся анализ влияния социокультурных условий на психическое развитие детей коренного и некоренного населения севера Красноярского края. Становление познавательной деятельности изучалось у младших школьников. Использовался сравнительный экспериментально-клинический метод. Установлена иерархия факторов, влияющих на когнитивное развитие детей. Отставание в темпах становления познавательной деятельности отмечено у всех испытуемых, проживающих в условиях социокультурной депривации, но у детей малочисленных народов Севера оно носит более устойчивый характер. В период обучения в начальной школе у этой категории детей при нормальным интеллекте словесные средства не становятся основными в решении познавательных задач. Причиной этого предположительно является несовершенство речевого развития детей, возникающее из-за особенностей взаимодействия ребенка и взрослого на ранних этапах онтогенеза и неоптимальной ситуации речевого развития (несбалансированный билингвизм), а также специфичность родительских установок по отношению к перспективам после-школьной социализации ребенка.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Методы и методики исследования

Основным в организации исследования был сравнительный метод. Эмпирические данные получены при помощи экспериментально-клинического и психодиагностического методов, а также метода экспертной оценки. Некоторые предположения и выводы сделаны на основании данных включенного и внешнего наблюдения.

Была обследована репрезентативная выборка испытуемых. В нее вошли от 70 до 100 % списочного состава детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, проживавших в различных национальных поселках Эвенкии, все ученики коренной национальности в общеобразовательной школе ее окружного центра, а также в интернатах. Основную массу обследованных составляли дети эвенкийской национальности (42,75%), достаточно велика была доля детей от смешанных браков (22,61%). Подростки в национальных поселках обследовались выборочно. В общей сложности обследовано 1377 человек (из них 958 детей коренного населения)*.

При решении задачи иерархизации факторов, влияющих на когнитивное развитие, в их число включены: принадлежность ребенка к коренному населению, социальная инфраструктура места проживания (национальный поселок, окружной центр). Дети, проживающие в большинстве национальных поселков, находились в ситуации социокультурной депривации — отсутствия полноценного доступа к достижениям как своей, так и доминирующей культуры. К числу независимых переменных относились также наличие аномальной психосоциальной ситуации (постоянное воспитание в интернате), клинический диагноз нарушения психического развития, характеристики индивидуальной ситуации развития (социально-экономический статус семьи, социокультурный статус, эмоциональная атмосфера), половая принадлежность, возраст, год обучения в школе, а также сочетания этих факторов. В качестве результативного признака был выделен показатель, обозначенный как уровень когнитивного развития. Качественные градации признака следующие: высокий, хороший, достаточный, недостаточный, низкий уровни.

Основания для отнесения к уровню — результаты экспериментально-психологического обследования в сопоставлении с данными анкетирования учителей на предмет успешности усвоения детьми образовательной программы и заполнения ими специальных опросников для оценки различных компонентов и общего уровня их познавательной деятельности [18].

Уровень познавательной деятельности (ПД) — понятие, используемое С.А. Домишкевичем и нами для обобщенного обозначения возникающих в онтогенезе устойчивых и взаимосвязанных качественных отличий познавательных действий ребенка при решении различных умственных задач. Уровни отличаются друг от друга по нескольким ключевым характеристикам. К ним относятся особенности принятия познавательной задачи (цель действия осознается частично, осознается требуемый результат деятельности, осознается способ достижения результата), ведущий план действий (преимущественно внешние действия, действия с опорой на образ, действия во внутреннем плане), возможности планирования и регуляции деятельности (внешняя регуляция, частичный самостоятельный контроль результатов, самостоятельное планирование и контроль результатов). Вместе с повышением уровня ПД изменяется ведущая психическая функция (познавательный процесс, преобладающий при развертывании ориентировочной основы деятельности) и характер средств, которые преимущественно используются ребенком для решения познавательной задачи [6,8]. В наших совместных работах было показано, что результаты выполнения многих методик, используемых в диагностике познавательной деятельности, могут быть проинтерпретированы с этих позиций функционально-уровневого подхода. Определив уровень ПД, можно сделать достаточно надежный вывод о том, каковы перспективы успешности обучения младшего школьника по принятым образовательным программам.

* Работа проводилась в ходе комплексных экспедиций, организованных Институтом медицинских проблем Севера СО РАМН (г. Красноярск), в Эвенкию и на Таймыр. Автор принимала участие в работе 23 экспедиций.


 

Литература
  1. Артеменко ОМ. Психолого-педагогическая диагностика успеваемости школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера // Экологическая психология. М., 1996.
  2. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
  3. Винокурова У.А. Роль школьного образования в современной жизни народностей Севера // Вопросы психологии. 1988. № 4.
  4. Ветер АЛ. Лучшие рисуночные тесты. М., 2003.
  5. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические труды. М., 1996.
  6. Домишкевич С.А. Функционально-уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии // Дефектология. 2005. № 4.
  7. Еремин СМ., Траскунова ММ. Проблемы воспитания и образования молодежи народностей Севера // Народы Сибири на современном этапе. Национальные и региональные особенности развития. Новосибирск,1989.
  8. Инденбаум ЕЛ., Домишкевич С.А., Прахин ЕМ., Ман-чукВ.Т. Клиническая и психологическая оценка психического здоровья младших школьников в северных регионах страны. Иркутск, 1998.
  9. Инденбаум ЕЛ., Манчук В.Т. Дети Севера: проблемы психического здоровья. Иркутск, 2006.
  10. Исследование развития познавательной деятельности/ Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер и П. Гринфилд. М, 1971.
  11. КоулМ. Культурно-историческая психология: наука будущего. М, 1997.
  12. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая деприва-ция в детском возрасте. Прага, 1984.
  13. Лишин О.В., Бостанжиева Т.М., Проворова И.С. Особенности личностного самоопределения ненецких детей в условиях школы-интерната // Вопросы психологии. 1990. № 2.
  14. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. М., 1974.
  15. Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал. 1988. № 4.
  16. Нерадовский В.Х., Нерадовская Э.В. К вопросу о природосообразном обучении детей Севера // Педагогика. 2000. № 7.
  17. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб., 2003.
  18. Шепко Е.Л. Особенности вербального опосредствования у детей народностей Севера // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1996.
  19. Шепко ЕЛ. Психодиагностика нарушений развития у детей. Иркутск, 2000.
  20. Эвенки бассейна Енисея / B.C. Золототрубов и др. Новосибирск, 1992.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика