Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

О перспективах специальной психологии 1166

Лубовский В.И., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет (ИСОКР ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия
Басилова Т.А., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, bassilova@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются традиции и те дискуссионные вопросы становления специальной психологии в нашей стране, которые необходимо учитывать при создании новых международных образовательных магистерских программ по психологии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Таким образом, выделение специальной психологии в самостоятельную область психологии является продуктом отечественной психологической науки. Традиции этой науки нужно сохранять и развивать в создании отдельных магистерских программ, в которых прежде всего могут принимать участие наши зарубежные коллеги из стран Восточной Европы и СНГ, имеющие общие образовательные традиции. Вместе с тем нужно всячески приветствовать включение дисциплин, традиционно входящих в отечественную специальную психологию, в магистерские программы, создающиеся в других направлениях психологии и педагогики. Это прежде всего образовательные программы, основу которых составляют педагогическая и возрастная психология, дошкольная педагогика и психология. Специальная психология может существенно обогатить новые международные образовательные программы по подготовке клинических психологов, так как неизменным остаются общие научные корни этих областей психологии и высокие требования к уровню подготовки и клинических, и специальных психологов по биологическим и медицинским дисциплинам. Общим объектом интересов специальных и клинических психологов должно стать нарушенное поведение и психическое здоровье детей и взрослых с различными психофизическими нарушениями. Подготовка по новым образовательным магистерским программам психологов должна дать новый импульс развитию международных научных сравнительных исследований особенностей психического развития детей с нарушениями развития, воспитывающихся в отличных друг от друга образовательных и культурных условиях, и обогатить новыми знаниями не только специальную, но и многие другие отрасли психологии.

Литература
  1. Богданова ТТ. Предмет и задачи специальной психологии // Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2003.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  4. Гончарова ЕЛ. Специальная психология // Альманах ИКП РАО. 2002. №5. http://almanah.ikprao.ni/5/st01.htm.
  5. Гончарова ЕЛ. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению // Дефектология. 2004. № 1.
  6. Кузнецова Л.В. Общие вопросы специальной психологии // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М, 2002.
  7. Лубовский В.И. Л.С.Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. 1996. № 6.
  8. Лубовский В.И. Предмет, задачи и методы специальной психологии // Специальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. М, 2003.
  9. Лубовский В.И. Развитие и современное состояние специальной психологии // Московская психологическая школа: История и современность: В 4 т. / Под общ. ред. В.В. Рубцова.Том IV. М, 2007.
  10. Лубовский В.И., Басилова ТА. Актуальные проблемы специальной психологии сегодня // Развитие специальной (кор-рекционной) психологии в изменяющейся России: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения— 2005» / Под ред. Л .А. Цветковой, Л .М. Шипицыной СПб., 2005.
  11. Малофеев Н.Н., Гончарова ЕЛ. Специальная психология в системе подготовки и переподготовки практических психологов // Дефектология. 2004. № 1.
  12. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2003.
  13. Сорокин В.М. Становление современной специальной психологии и ее предметного содержания // Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения—2005» / Под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. СПб., 2005.
  14. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб., 2006.
  15. ReberA. Dictionary of Psychology. L., 1999.
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика