Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Очерк истории Харьковской школы психологии: период 1931 — 1936 гг. 951

Ясницкий А., магистр, аспирант, университет г. Торонто, Канада, Торонто, Канада

Аннотация

Настоящая работа посвящена одному из «белых пятен в историографии психологии» (Е.Е.Соколова) и «существенному пробелу в ... представлениях о советских психологических исследованиях» (М.Коул) — истории психологических исследований, проводимых в 1930-е гг. в Харькове группой учеников и последователей Л.С.Выготского, известной в историографии под названием «Харьковской группы» или «Харьковской школы». На основе редких публикаций и архивных материалов произведена предварительная реконструкция первого этапа развития психологии в Харькове в довоенный период (1931—1936). Автор прослеживает основные направления развития научной программы психологических исследований в Харькове в первой половине 1930-х гг.: развитие высших психических функций в их развитии (зоопсихология, исследования развития ребенка и общая психология развития), распаде (клинические исследования афазии, алексии и шизофрении) и теоретическое обобщение эмпирических исследований.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Так, принято считать, что в конце 1931 г. группа московских психологов переехала в Харьков, чтобы принять участие в организации научной работы в Психологическом секторе Украинской психоневрологической академии (УПНА), где «пост заведующего сектором был предложен А.Р.Лурии, пост заведующего отделом детской и генетической психологии — А.Н.Леонтьеву. Однако А.Р.Лурия вскоре вернулся в Москву, и практически всю работу вел Алексей Николаевич. Планировался переезд в Харьков Л.И.Божович, А.В.Запорожца, а также Л.С.Выготского, но его переезд не состоялся, хотя он часто приезжал в Харьков. В Харькове основную группу составили, таким образом, А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.И.Божович и харьковский психолог П.Я. Гальперин» [32, с. 12]. Затем «Леонтьев остался в Харькове почти на 5 лет. Он не только возглавлял отдел и был действительным членом Украинской психоневрологической академии, но — после окончательного переезда Лурии — принял у него руководство всем сектором психологии (еще раньше, в 1932 г., он был заместителем заведующего сектором)» [33, с. 42]. АН. Леонтьев говорил: «Харьковчане группировались вокруг меня, а не А.Р.[Лурия], так как Божович и Запорожец предпочитали работать со мной, и Гальперин (местный) тоже тянулся ко мне. Лебединский же занимался пропагандой психогигиены, психотерапией. А.Р. в Харькове не прижился» [40, с. 375]. Несколько вопросов в этой связи тем не менее остаются неясными. Во-первых, какова была структура и организация сектора, и как соотносились такие структурные единицы, как «сектор» и «отдел»? Во-вторых, какова была программа конкретных эмпирческих исследований этого сектора? В-третьих, мы практически ничего не знаем о дальнейшей судьбе одного из трех участников основной группы исследователей, приглашенных из Москвы [58], М.С.Лебединском: какова была его роль в УПНА и, предположительно, в харьковской школе? В-четвертых, как соотносились исследования, проводившиеся Выготским и его учениками и последователями в разных организациях Харькова? В настоящей статье предпринята попытка прояснить эти вопросы истории отечественной психологии.

Литература
  1. Бассин Ф.В. Нарушение словесных значений при шизофрении: Рукопись. Харьков, 1935.
  2. Биренбаум Г.В. К вопросу об образовании переносных и условных значений слова при патологических изменениях мышления // Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии / Ред. М. Кроль, Н. Проппер. М., 1934.
  3. Биренбаум Г.В., Зейгарник Б.В. К динамическому анализу расстройств мышления // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. 4. № 6.
  4. Вельвовский Г.З. К организации психоневрологической академии в УССР // Советская психоневрология. 1931. Т. 7. № 4-5.
  5. Вельвовский Г.З. Психоневрологический институт Южных железных дорог // Бюллетень психоневрологического института Южных железных дорог. 1933. № 1.
  6. Волошин Г.И. Расстройства речи при шизофрении. Рукопись. Харьков, 1939.
  7. Выгодская ГЛ., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996.
  8. Выготский Л.С. Проблема сознания // Психология грамматики / Ред. А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова. М., 1968.
  9. Выготский Л.С. Выступления Л.С. Выготского по докл. А.Р. Лурии 5-го и 9-го декабря 1933 г. // Психология грамматики / Ред. А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова. М., 1968.
  10. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации // Первый Всеукраинский съезд невропатологов и психиатров. Харьков, 1934, 18—24 июня: Тезисы докладов. Харьков, 1934.
  11. Выготский Л. С, Пузырей А.А. Письма к ученикам и соратникам // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 2004. № 3.
  12. Гальперин ПЯ. Заметки о принципе целостности. По поводу статьи проф. К. Гольдштейна «Принцип целостности в медицине» // Советская психоневрология. 1933. Т. 9. № 3.
  13. Гальперин ПЯ. По поводу «Социологии неврозов» К. Birnbaum'a// Советская психоневрология. 1934. Т. 10. № 1.
  14. Гальперин ПЯ. Психологический сектор // Всеукра-инская Психоневрологическая Академия: Сборник материалов. Научная деятельность / Ред. М.А. Гольденберг. Т. 1. Харьков, 1934.
  15. Гальперин ПЯ. Две концепции высшей нервной деятельности и их отношение к психологии // Советская психоневрология. 1935. Т. 11. № 2.
  16. Гальперин ПЯ., Голубова Р.А. Механизм парафазии комплексного типа // Советская психоневрология. 1933. Т. 9. № 6.
  17. Гиневская Т.О. Воспоминания об А.В. Запорожце // А.В. Запорожец — человек и мыслитель. Воспоминания соратников, учеников и друзей: Материалы международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца / Ред. Л.А. Парамонова. М., 2005.
  18. Завершнева Е. «Путь к свободе» (К публикации материалов из семейного архива Л.С. Выготского // Независимый филологический журнал. 2007. № 85. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/nlo/2007/85/ & http:// www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/503/510/.
  19. Запорожец А.В. Практический интеллект у шизофреников: Рукопись. Харьков, 1937.
  20. Запорожец А.В., Леонтьев А.А. Комментарии // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / Ред. В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский. Т. 1. М, 1983.
  21. Затонская Е.С. Всеукраинская психоневрологическая академия // Всеукраинская психоневрологическая академия: Сборник материалов. Научная деятельность / Ред. М.А. Гольденберг. Т. 1. Харьков, 1934.
  22. Зейгарник Б.В. К проблеме понимания переносного смысла слов или предложения при патологических изменениях мышления // Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии / Ред. М. Кроль, Н. Проппер. М., 1934.
  23. Зейгарник Б.В., Биренбаум Г.В. К проблеме смыслового восприятия // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. 4. № 6.
  24. Кагановская Э.С., Зейгарник Б.В. К психопатологии негативизма при эпидемическом энцефалите // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. 4. № 8.
  25. Карстен А. Психическое насыщение // Левин К. Динамическая психология / Ред. Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Па-тяева. М., 1928/2001.
  26. Козис Е.Н. Сравнительный анализ случаев афазии в процессе их восстановления // Советская психоневрология. 1934. Т. 10. № 4.
  27. Курек Н.С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР. СПб., 2004.
  28. Лебединский М.С. Психологический анализ случая афазии // Советская психоневрология. 1933. Т. 9. № 6.
  29. Лебединский М.С. Материалы к психологической характеристике алексии у афазиков // Советская психоневрология. 1934. Т. 10. № 4.
  30. Лебединский М.С. Психологический анализ случая сензорной афазии // Невропатология, психиатрия, психогигиена 1936. Т. 5. № 4.
  31. Лебединский М.С. Динамика угасаний действий шизофреников. Рукопись. Харьков, 1938.
  32. Леонтьев А А. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева // А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А.Н.Леонтьева / Ред. А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, О.В. Овчинникова, O.K. Тихомиров. М., 1983.
  33. Леонтьев А.А., Леонтьев ДА., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность. М., 2005.
  34. Леонтьев А.Н. Материалы о сознании // А.Н. Леонтьев. Философия психологии: Из научного наследия / Ред. А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев. М., 1994.
  35. Леонтьев А.Н. Беседа с Выготским //А.Н. Леонтьев. Философия психологии. Там же.
  36. Леонтьев А.Н. Очерк развития психики. М., 1947.
  37. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопросы психологии. 1986. № 4.
  38. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  39. Леонтьев А.Н. Автобиография // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Ред. А.Е. Войскунский, А.Н. Ждан, O.K. Тихомиров. М, 1999.
  40. Леонтьев А.Н., Леонтьев А.А. Устная автобиография А.Н. Леонтьева // Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность / Ред. А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. М., 2005.
  41. Лурия А.Р. Пути советской психологии за 15 лет // Советская психоневрология. 1933. Т. 9. № 1.
  42. Лурия А.Р. К вопросу о психологическом исследовании распада речевых функций: Доклад на конференции УПНА. Заседание 27 ноября 1932 г. // Советская психоневрология. 1933. Т. 9. № 6.
  43. Лурия А.Р. О Льве Семеновиче Выготском. Речь, произнесенная на траурном заседании в память Л.С. Выготского 6 января 1935 г. // А.Р. Лурия. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии / Ред. Ж.М. Глозман, Д.А. Леонтьев, Е.Е Радковская. М., 2003.
  44. Лурия А.Р. Изучение мозговых поражений и восстановления нарушенных функций // Психологическая наука в СССР / Ред. Б.Е Ананьев, ЕС. Костюк, АН. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, АА Смирнов, Б.М. Теплов, Ф.Н. Шемякин. Т. 2. М., 1960.
  45. Лурия Е.А. Мой отец А.Р. Лурия. М., 1994.
  46. Рохлин ЛЛ. Список научных работ, законченных в Украинской психоневрологической академии в 1935 г. // Украинская психоневрологическая академия: Научно-информационные материалы. № 3 / Отв. ред. проф. Л.Л. Рохлин. Харьков, 1936.
  47. Рохлин ЛЛ., Таланкин А., Рубинштейн П.М., Протопопов В.П., Гальперин ПЛ., Бон (sic), Катков Е.С., Гольден-берг М.А., Залужный А.С., Соколянский А.С. Дискуссия о положениии на психоневрологическом фронте // Советская психоневрология. 1931. Т. 7. № 2—3.
  48. Рубинштейн СЛ., Зейгарник Б.В. Экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках Советского Союза // Психологическая наука в СССР / Там же. Т. 2. М., 1960.
  49. Савенко Ю.С. Леон Лазаревич Рохлин (1903— 1984) // Независимый психиатрический журнал. 2003. № 2. Электронная версия: http://www.npar.ru/journal/ 2003/2/rokhlin.htm.
  50. Самухин Н.В. К вопросу структуры органической деменции // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. 4. № 9—10.
  51. Самухин Н.В., Биренбаум Г.В., Выготский Л.С. К вопросу о деменеции при болезни Пика. Клиническое и экспериментально-психологическое исследование // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1934. Т. 3. № 6.
  52. Соколова Е.Е. «Неклассическая» психология АН. Леонтьева и его школы // Психологический журнал. 2001. № 6.
  53. Соколова Е.Е. Харьковская школа // Большой психологический словарь / Ред. Б.Е Мещеряков, В.П. Зинченко. М., 2003.
  54. Шмелькин Д.Г. Всеукраинская психоневрологическая академия // Советская психоневрология. 1934. Т. 10. №2.
  55. ApxiB Харювського национального педагоПчного ушверситету iM. EC. Сковороди. Приказ по Харьковскому педагогическому институту № 80 от 03.10.1933, §1: о создании кафедры психологии.
  56. Центральний державний apxiB вищих оргашв влади Украши (ЦДАВО Украши). Ф. 166. Оп. 10. Од. зб. 1404. Списки наукових робггниюв науково-дослгдних установ Украши; Список наукових робиниюв по Харювськш Облает!, зарахованих на академ. Постачання, 10.X.1932.
  57. Центральний державний apxiB вищих оргашв влади Украши (ЦДАВО Украши). Ф. 166. Оп. 10. Од. зб. 28. Ор-гашзацгя, структура, плян н.д. работи i Науково! шдготов-ки асшранпв УНДШ'у на 1932/33 ргк.
  58. 1ванова О.Ф. 1стор1я психологи XIX—XX столггтя (на матер1ал1 розвитку психологи на Слобожанщиш): На-вчальний поибник. Харюв, 1995.
  59. Коломгець Г. Всеукрашськуй науково-доелвдчий 1нститут педагоггки // Комушстична оевгга. 1934. № 8—9.
  60. Ярмаченко М.Д. Становления Украшського науко-во-доелгдного 1нституту педагогжи // 1нститут педагогжи: погляд через роки (До 75-р1ччя вгд дня заснування Украшського науково-доелгдного 1нституту педагоПки) / Ред. В.М. Мадзйон, М.Д. Ярмаченко. Кшв, 2002.
  61. Ярмаченко М.Д. Дгяльшсть 1нституту в умовах партшно-гдеолойчного тиску // Там же.
  62. Cole M. Introduction: The Kharkov school of developmental psychology // Soviet psychology. 1980. T 18. № 2.
  63. Haenen J., Galperin P.I. An interview with RYa. Galperin // Soviet psychology. 1989. T 27. № 3.
  64. Karsten A. Psychische Saettigung // Psychologische Forschung. 1928. T 10. № 1.
  65. King D.B., Wertheimer M. Max Wertheimer and Gestalt theory. New Brunswick, NJ, 2005.
  66. Lebedinsky M. Ueber einige Besonderheiten des Denkens bei Aphasikern // Wiener klinische Wochenschrift. 1936. № 5-6.
  67. Luria A.R. Psychological expedition to Central Asia // Science. 1931. T 74.
  68. Luria A.R. Psychologische Expedition nach Mittelasien // Zeitschrift for angewandte Psychologie. 1931. №40.
  69. Luria A.R. Psychological expedition to Central Asia // Journal of Genetic Psychology. 1932. T 40.
  70. Luria A.R. The second psychological expedition to Central Asia // Science. 1933. T 78.
  71. Luria A.R. The second psychological expedition to Central Asia //Journal of Genetic Psychology. 1934. T 44.
  72. Valsiner J. Developmental psychology in the Soviet Union. Brighton, Sussex, 1988.
  73. Van der Veer R., Valsiner J. Understanding Vygotsky: A quest for synthesis. Cambridge, 1991.
  74. Yasnitsky A., Ferrari M. Rethinking the early history of post-Vygotskian psychology: the case of the Kharkov school // History of Psychology. 2008. T 11. № 2.
  75. Yasnitsky A., Ferrari M. From Vygotsky to Vygotskian psychology: Introduction to the history of the Kharkov school // Journal of the history of the behavioral sciences. 2008. V. 44. № 2.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика