Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Проблемы дизонтогенеза в клинической психологии 1139

Зверева Н.В., кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, nwzvereva@mail.ru
Рощина И.Ф., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ "Научный центр психического здоровья", Москва, Россия, ifroschina@mail.ru

Аннотация

Предлагается новое понимание термина «дизонтогенез» в клинической психологии. Дизонтогенез рассматривается как нарушение психического развития, возникающее в любом возрасте и продолжающееся в течение жизни человека. Рассматривается проблема кризисов развития и связанных с ними особенностей возрастных проявлений дизонтогенеза. Обозначаются проблемы систематики дизонтогенеза, методов его психологической диагностики.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Л.С.Выготский обосновал тезис, что основные закономерности нормального и аномального развития психики подчиняются общим законам развития [6, 7]. Обращение к базисной проблеме клинической психологии о соотношении развития и распада психики дает основание выделять асинхронию развития и асинхронию распада. При многих психических заболеваниях отмечается неравномерность нарастания тяжести проявлений дефекта. Например, у значительного числа пациентов с болезнью Альцгеймера на фоне выраженных нарушений операциональных составляющих психической активности в течение длительного времени отмечается достаточная сохранность эмоционально-личностной сферы. Таким образом, при тяжелом диффузном органическом поражении мозга в первую очередь нарушаются рано сформировавшиеся компоненты психики и в последнюю очередь — более поздние.

Известно, что важнейшим принципом реабилитации больных (восстановления психической деятельности) является опора на сохранные звенья психики [29]. В этом контексте следует рассматривать процесс компенсации как подчиняющийся общей закономерности асинхронии. Программа реабилитации зависит от структуры дефекта и должна учитывать спонтанно возникшие компенсаторные механизмы, возникшие в психической деятельности больного в ответ на заболевание. Особую и малоизученную проблему представляет собой необходимость дифференциации симптомов возрастной нормы реагирования и патологических симптомов разных уровней в кризисные периоды жизни человека (как проявлений дизонтогенеза). В медицине (психиатрии) существуют четкие представления в отношении дифференциации болезни-здоровья, разработаны нозологические или синдромальные критерии. В психологии подобная дифференцировка практически не проведена (клинические психологи вынуждены опираться на критерии медицинской диагностики, в частности на МКБ-10 или DSM-IV). В отечественной клинической психологии наиболее известны и хорошо описаны патопсихологические синдромы при шизофрении и органических поражениях головного мозга [13, 24,29]. Другие варианты нарушенного развития еще не имеют общепринятых психологических критериев, что требует от клинических психологов дальнейших усилий по их изучению и систематике.

Самостоятельной задачей является разработка методических подходов и универсальных диагностических средств для оценки как наиболее ранних вариантов дизонтогенеза, так и его проявлений в другие возрастные периоды. Современный этап развития клинической психологии предполагает использование качественного анализа структуры дизонтогенеза и на этой базе — количественной оценки различных составляющих нарушенной психики. В научных и практических целях необходимо использовать как развернутые экспериментально-психологические методические комплексы, позволяющие тщательно описывать структуру нарушений психической деятельности больного, так и экспресс-методики для решения задач дифференциальной диагностики по отношению ко всему многообразию вариантов дизонтогенеза.

Литература
  1. 1 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекозна-ния. М, 1977.
  2. Анциферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3.
  3. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М., 2003.
  4. Вроно М.Ш. Детская шизофрения и дизонтогенез ( Клинический аспект) // Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста / Под ред. М.Ш. Вроно. М., 1986.
  5. Вроно М.Ш. О психических дизонтогениях у детей // Вестник АМН СССР. 1979. № 10.
  6. Выготский Л.С. Диагностика развития и педология трудного возраста // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М, 1983.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М, 1960.
  8. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возраста в вопросах и ответах. М., 2004.
  9. Зверева Н.В. Дисгармоничность как специфический признак когнитивного дизонтогенеза при шизофрении в детском возрасте // В.М. Бехтерев и современная психология: Материалы докладов на российской научно-практической конференции. Вып. 3. Т. 2. Казань, 2005.
  10. Ковалев В.В. Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1981. Т. 81. № 12.
  11. Корсакова Н.К. Психологическое сопровождение при нормальном старении (нейропсихологический подход). 3-я Международная конференция памяти А.Р. Лу-рии: Тезисы докладов. М.;Белгород, 2007.
  12. Корсакова Н.К, Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. 2-е изд. М., 2003.
  13. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М, 1991.
  14. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестн. Ун-та РАО. 2000. № 1.
  15. Курек Н.С. Теории развития и регрессии психики. М, 2006.
  16. Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.
  17. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  18. Лебединский В.В. Проблема развития в норме и патологии // Международная конференция памяти А.Р. Лурии: Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, ТВ. Ахутиной. М, 1998.
  19. Лидере А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2.
  20. Обухова Л.Ф., Обухова О.Б., Шаповаленко И.В. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения // Психологическая наука и образование. 2003. № 3.
  21. Принцип развития в психологии. М., 1978.
  22. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М, 2002.
  23. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: Пер. с нем. М, 1994.
  24. Руководство по психиатрии / Под ред. А.С.Тигано-ва. М, 1999.
  25. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд. М, 2006.
  26. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста: Избранные главы. М., 1974.
  27. Тхостов А.Ш. Актуальные задачи современной клинической психологии // Психология перед вызовом будущего. М, 2006.
  28. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Современные технологии и новые границы социальных детерминаций нормы и патологии // Психология: Современные направления междисциплинарных исследований / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.В. Тарабриной. М, 2003.
  29. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 2004.
  30. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М, 1996.
  31. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Детская психология. М, 2004.
  32. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика