Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Научная школа Лидии Ильиничны Божович:история и современность

Гуткина Н.И., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией «Психологическая готовность к школе», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, n-gootkina@mail.ru

Аннотация

Статья написана к 100-летию со дня рождения выдающегося психолога ХХ века Л. И.Божович. Последовательность событий научной биографии Л. И. Божович представлена в контексте исторических событий времени, взаимоотношений с друзьями и коллегами по работе. Статья написана на основе архивных документов и содержит малоизвестные факты.

Ключевые слова: лаборатория, Божович Л.И., личность, мотив, Выготский Л.С.

Рубрика: Из истории науки

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Перебирая в памяти события моей юности, неразрывно связанные с Психологическим институтом РАО (называвшимся в то время НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР), а также с лабораторией психологии формирования личности, возглавляемой в то время Л. И. Божович, я постоянно думаю, что была свидетельницей уникального общениялюдей науки, о котором в настоящее время вспоминаю с ностальгией. Рассказывая на лекциях студентам и аспирантам о лаборатории Л. И. Божович, я обнаружила, что постепенно в памяти начинают путаться отдельные факты и хронология событий, а поскольку я в лаборатории была самой младшей, а никто из старших коллег не написал историю этой лаборатории, то я решила, что, пока не поздно, надо написать «биографию» лаборатории Л. И. Божович.

Задача оказалась очень сложной: мне предстояло восстановить по рассказам сотрудников, работавших в разные периоды в лаборатории, кто и когда там был и чем занимался, восстановить по различным источникам в хронологической последовательности названия института, в котором на протяжении 30 лет (с 1945 по 1976 гг.) существовала лаборатория, а также различные названия самой лаборатории, кроме того, надо было найти в библиотеках основные работы сотрудников лаборатории за все годы.

Литература
  1. Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей: Дис. …канд. пед. наук (по психологии). М., 1968.
  2. Андреева А. Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1989.
  3. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. … докт. пед. наук (по психологии). М., 1966.
  4. Божович Л. И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования // XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 35. М., 1966.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1978.
  7. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (сообщение первое) // Вопросы психологии. 1978. № 4
  8. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (сообщение второе) // Вопросы психологии.1979. № 2
  9. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (сообщение третье) // Вопросы психологии. 1979. № 4.
  10. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии.1988. № 5
  11. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
  12. Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. № 4.
  13. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2
  14. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007.№ 3
  15. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 4.
  16. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2008. № 1.
  17. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей:Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1968.
  18. Благонадежина Л. В. Влияние изучения литературы на самостоятельное чтение школьников// Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73.
  19. Благонадежина Л. В. Связь между учебными интересами школьников и их намерениями относительно будущей профессии // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73.
  20. Благонадежина Л. В. К вопросу о формировании отношения школьников к труду в зависимости от различной его организации // Вопросы психологии. 1959. № 6
  21. Благонадежина Л. В. Вопросы восприятия театрального спектакля зрителями-школьниками // Вопросы психологии. 1973. №. 1.
  22. Веденов А. В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. № 1.
  23. Веденов А. В. Вопросы коммунистического воспитания и психологическая наука // Вопросы психологии.1963. № 4.
  24. Власова Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
  25. Вопросы психологии школьника / Ответ. ред.
    Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
  26. Вопросы психологии личности школьника / Под
    ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1961.
  27. Выготский Л. С. Развитие высших психических
    функций. М., 1960.
  28. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  29. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М., 2005.
  30. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Психология
    развития ребенка. М., 2005.
  31. Выготский Л. С. Проблема возраста // Психология развития ребенка. М., 2005.
  32. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
  33. Гуткина Н. И. Об одном из факторов формирования направленности личности: Дипломная работа. М.(МГУ), 1976.
  34. Гуткина Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дис. … канд. психол. наук. М., 1984.
  35. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993, 1996, 2000.
  36. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004, 2006, 2007.
  37. Данг Суан Хуай. О некоторых проявлениях направленности личности у младших школьников: Дис. … канд.психол. наук. М., 1975.
  38. Данг Суан Хуай, Гуткина Н. И. К характеристике мотивации поведения младших школьников // Вопросы психологии. 1975. № 4
  39. Драгунова Т. В. К характеристике некоторых психологических особенностей советских подростков: Дис. ...канд. пед. наук (по психологии). М., 1951.
  40. Дубровина И. В. Развитие идей Л. И. Божович в современной возрастной и педагогической психологии (вместо предисловия) // Формирование личности в онтогенезе.
    М., 1991.
  41. Дукат Л. Ю. Психологический анализ содержания,строения и функций идеалов школьников: Дис. … канд.пед. наук (по психологии). М., 1964.
  42. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.,1972.
  43. Кислицкая Л. А. Личностное развитие первоклассников, психологически готовых и не готовых к школьному обучению: Дис. … канд. психол. наук. М.,2007.
  44. Коломинский Я. Л. Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе: Дис. …канд. пед. наук. Минск, 1963.
  45. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. М., 1990.
  46. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.,
    1972.
  47. Махлах Е. С. Психологические особенности ролевой игры в школьном возрасте: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1955.
  48. Махлах Е. С. Психологические условия формирования некоторых общественно ценных качеств личности школьников // Тезисы докладов на II съезде общества психологов. Вып. V. М., 1963.
  49. Морозов М. Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста: Дис. …канд. пед. наук (по психологии). М., 1951.
  50. Назаренко В. В. Развитие мотивационной сферы детей 5—7 лет: Дис. … канд. психол. наук. М., 2008.
  51. Неймарк М. З. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе:Дис. ... канд. пед. наук (по психологии). М., 1962.
  52. Неймарк М. З. Психологическое изучение направленности личности подростка: Дис. ... докт. психол. наук. М.,1972.
  53. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте / Ответ. ред. Л. И. Божович //Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73.
  54. Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков. Дис. … канд. психол.наук. М., 1977.
  55. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: (Личностный аспект):Дис. … докт. психол. наук. М., 1996.
  56. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.Воронеж, 2000.
  57. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб., 2007.
  58. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб., 2005, 2007.
  59. Прокина Н. Ф. Психологический анализ условий формирования организованности у детей младшего школьного возраста: Дис. ... канд. пед. наук (по психологии). М., 1964.
  60. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л. И. Божович, М., 1960.
  61. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1970.
  62. Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1955.
  63. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.
  64. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М.,1966.
  65. Славина Л. С. Трудные дети. М.;Воронеж, 1998
  66. Флоренская Т. А. Социологизация фрейдизма в теориях развития личности К. Хорни и Г. С. Салливена:Дис. … канд. психол. наук. М., 1975.
  67. Чудновский В. Э. О соотношении возрастных особенностей и свойств типа нервной системы у детей дошкольного возраста: Дис. … канд. пед. наук. М., 1963.
  68. Чудновский В. Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников // Вопросы психологии. 1968. № 1
  69. Чудновский В. Э. Направленность личности и поведение школьников // Советская педагогика. 1968. № 9.
  70. Чудновский В. Э. Психологические основы нравственной устойчивости личности школьника: Дис. … докт.психол. наук. М., 1980.
  71. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.
  72. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М., 2006.
  73. Шульгина Б. А. К характеристике принятия школьником мнения сверстников в конфликтной ситуации. Вопросы психологии. 1974. №. 2.
  74. Юферева Т. И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
  75. Якобсон С. Г. Условия вознкновения интереса к
    рассказам познавательного характера у младших школьников: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1956.
  76. Якобсон С. Г. Изучение организованности школьника в учебной работе // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
  77. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.
Статьи по теме

Казберов П.Н., Бовин Б.Г., Фасоля А.А.

Психологический профиль террориста

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090311

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика