Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Системный подход к пониманию структуры Я-концепции и закономерностей ее развития в детском возрасте 1723

Архиреева Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия, ArxireevaT@yandex.ru

Аннотация

В статье предлагается разработанная на основе системного подхода теоретическая модель Я-концепции, отличительной чертой которой является показ связей, имеющихся между компонентами, составляющими ее структуру. На основе анализа исследований особенностей самосознания детей в различные возрастные периоды сделана попытка выявить закономерности развития Я-концепции в онтогенезе и соотнести их с уровнями зрелой Я-концепции. Кроме того, в статье выдвигается идея, что новообразования каждого возрастного периода в структуре Я-концепции детерминируются не одним фактором, а целостной системой факторов, отражающих социальную ситуацию развития, специфичную для различных возрастов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На основе анализа литературы мы попытались выделить области содержания Я-концепции (сделать «горизонтальный» срез Я-образа или когнитивной составляющей), а затем определить возможные его уровни («вертикальный» срез Я-образа). Обнаружилось, что можно выделить такие области содержания, как представления а) о своем физическом Я; б) о силе характера; в) о своей компетентности; г) о коммуникативных характеристиках; д) о своих моральных качествах [21; 26; 28]. Видимо, некоторые из этих областей можно структурировать в более широкие классы. Так, представления о силе характера и о своей компетентности имеют отношение к деятельности и поведению человека. А такие области содержания, как представления о коммуникативных характеристиках и о моральных качествах описывают собственно личностные особенности человека. При этом остается открытым вопрос, как дифференцированность Я-концепции, внутренняя согласованность или противоречивость отдельных ее сфер связаны с психологическим благополучием личности [22; 23; 27; 29]. Обобщая имеющиеся представления о структуре Я-концепции, можно сказать следующее. Во-первых, в Я-концепции отражается множественность информации о себе, причем существуют различные подходы к пониманию ее структуры. Возможно, структура Я-концепции будет меняться с возрастом. Кроме этого, нам кажется очень важной идея связи содержания Я-концепции с субъективным благополучием человека. В отечественной психологии принято говорить преимущественно о значении самоотношения для личностного благополучия или неблагополучия, а не о значении целостной Я-концепции (Е. Н. Андреева, А. М. Прихожан [2; 15]).

Литература
  1. Авдеева Н. И., Мещерякова С. Ю., Елагина М. Г. Развитие образа себя в ходе общения детей с взрослыми и сверстниками в раннем возрасте // Психология воздействия (проблемы теории и практики). М., 1989.
  2. Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: Авто-реф.... канд. психол. наук. СПб., 2003.
  3. Васина Е. В. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.
  4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  6. Гусъкова Т. В., Елагина М. Г. Личностные образования, возникающие в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  7. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции. Дис.... докт. психол. наук. М., 2003.
  8. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. трудов. М., 1987.
  9. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  10. Кучерова Е. В. Проблема развития самосознания в дошкольном возрасте // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста: Сб. науч. трудов. М., 1987.
  11. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка// Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. М., 1983.
  12. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
  13. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  14. Луковников Н. Н. Интеграция и дифференциация в развитии психических процессов. Калинин, 1984.
  15. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Авто-реф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1995.
  16. Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинков-ской. М, 2001.
  17. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  18. Тагиева Г. Б. Становление самооценки старших дошкольников как фактора психологической готовности к школьному обучению: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1983.
  19. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М., 1995.
  20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  21. Coopersmith S. The antecedents of Self-Elsteem. San-Francisco, 1967.
  22. Donahue E. M., Robins R. W., Roberts В. W.John O. P. The divided self: Concurrent and longitudinal effects of psychological adjustment and social roles on self-concept differentiation // Journal of Personality & Social Psychology. 1993. 64 (5).
  23. Gergen R.J. The saturated self: Dilemmas of identity in contemporary life. N. Y., 1991.
  24. Higgins E. T. Self-discrepancy: a theory relating self and affect // Psychological Review. 1987. Vol. 94.
  25. KohutH. The restoration of the Self. N. Y., 1983.
  26. Leahy R. L. Competence as a dimension of self evaluation // The Development of the Self / Ed. by R.L. Leahy. Orlando; London, 1985.
  27. Linville P. W. Self-complexity and affective extremity// Social cognition. 1987. 3.
  28. Mullener W., Laird J. P. Some developmental changes organization of self-evaluations // Developmental Psychology. 1971. № 5.
  29. Sheldon K. M., Ryan R. M., Rawsthorne L.J., Ilardi B. Trait self and true self: cross-role variation in bigfive personality traits and its relation with psychological authenticity and subjective well-being //Journal of Personality & Social Psychology. 1997. 73 (6).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика