Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Субъективное представление оппозиционных содержаний: модели снятия противоречия 711

Блинникова С.Л., аспирант кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, psychology_res@mail.ru

Аннотация

В статье описаны три типа моделей присутствия в структуре представлений оппозиционных друг другу содержаний, различающихся механизмом снятия противоречия, когда обе стороны оппозиции сохраняют свою правильность и активность в познании и деятельности индивида. Структура представлений современного западного индивида выходит за пределы аристотелевской логики и больше соответствует диалектическим принципам. Любое представление может быть оценено по степени диалектичности с помощью двух параметров: организовано ли представление вокруг оппозиционной категории и обладает ли оно особенностями, возникающими при диалектическом снятии противоречия с сохранением самостоятельности и значимости обеих оппозиций.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Важной характеристикой психического является оппозиционность его содержаний или компонентов (К.Юнг, Э.Фромм, Р.Мэй). Выделение именно этого аспекта исходит из философии (концепции Гераклита, Аристотеля и Гегеля). При рассмотрении оппозиционных содержаний неотъемлемо возникает вопрос о том, в каких отношениях могут находиться противоположности. Одним из возможных и часто предполагаемых является отношение противоречия, перерастающее в конфликт. Однако внутри субъективных представлений оппозиционные психические содержания могут сосуществовать без противоречия, что обусловлено наличием определенных психологических механизмов. Эти механизмы различаются по месту в общей системе представлений и по принципу, лежащему в основе разрешения (или недопущения) противоречия. Снятие противоречия может осуществляться как на уровне всей системы представлений индивида [5; 6; 9], так и в ее подсистемах [7; 8; 10; И; 12]. Принципиально противоречие может разрешаться, во-первых, размещением противоположных содержаний в различных областях, или «модулях», психики или сознания, отличающихся принципами работы с информацией, одни из которых допускают сосуществование оппозиций, а другие нет [5; 6]; во-вторых, путем согласования оппозиций внутри конкретных представлений о явлениях мира за счет «наращивания» каждого из них на основу в виде полярной оппозиции [И; 12]; в-третьих, за счет определенного изменения структурных связей в системе представлений или в ее подсистемах [9]. Эти механизмы не исключают друг друга и могут работать вместе.

Литература
  1. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4.
  2. КеллиДж. Теория личности: психология личностных конструктов. СПб., 2000.
  3. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  4. Леви-Строс К. Печальные тропики. М., 1984.
  5. Субботский Е. В. Развитие индивидуального сознания как предмет исследования экспериментальной психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 4.
  6. Улыбина Е. В. Обыденное сознание: продуктивность противоречий в развитии сознания // Мир психологии. 1999. № 1.
  7. Foldy E. G. Dueling schemata: dialectical sensemaking about gender // The journal of applied behavioral science. 2006. Vol. 42. № 3.
  8. Hermans H. Moving opposites in the self // Journal of analytical psychology. 1993. Vol. 38. Issue 4.
  9. Landfield A. W. A construction of fragmentation and unity: the fragmentation corollary // The Construing Person / Ed. by Mancuso J. C, Adams-Webber J. R. N. Y.: Praeger, 1982.
  10. Maio G. R., Esses V. M., Bell D. W. Examining conflict between components of attitudes: ambivalence and inconsistency are distinct constructs // Canadian journal of behavioral science. 2000. Vol. 32. № 1.
  11. Markova I. Amedee or how to get rid of it: social representations from a dialogical perspective // Culture and psychology. 2000. Vol. 6. № 4.
  12. Moloney G., Hall R., Walker L. Social representations and themata: the construction and functioning of social knowledge about donation and transplantation // British journal of social psychology. 2005. Vol. 44. Issue 3.
  13. Nisbett R. E., Peng K., Choi I., Norenzayan A. Culture and systems of thought: holistic vs. analytic cognition // Psychological review. 2001. Vol.108.
  14. Peng K., Nisbett R. E. Culture, dialecticism, and reasoning about contradiction // American Psychologist. 1999. Vol. 54.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика