Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

О некоторых вопросах российской нейрореабилитации 968

Варако Н.А., кандидат психологических наук, доцент факультета психологии, ГУ Высшей школы экономики, медицинский психолог "Национального медико-хирургического центра им. Н. И.Пирогова Росздрава", Москва, Россия, varakon@mosinter.net

Аннотация

Представлен традиционный отечественный подход к нейрореабилитации высших психических функций больных с повреждениями мозга как в аспекте его исторического, так и содержательного формирования. Раскрываются некоторые трудности, «проблемные зоны» современной российской нейрореабилитации. Рассматривается комплексная работа с больными мультидисциплинарной команды специалистов. Подчеркивается важность работы не только с когнитивными, но, что не менее важно, с эмоциональными последствиями мозговых повреждений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Основы российской нейрореабилитации были заложены Л.С.Выготским [2—4], который занимался формированием различных знаний, умений и навыков у детей, имеющих дефицит в какой-либо сенсорной сфере (например, недоразвитие слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата). Основная идея Л. С. Выготского заключалась в восстановлении нарушенного звена с опорой на сохранные системы путем перестройки всей функциональной системы, обслуживающей выполнение данной задачи. Он ввел понятия экстериоризации/интериоризации, обозначающие «развертывание»/«свертывание» психической функции за счет введения/сокращения дополнительных звеньев функциональной системы [там же]. Эта идея и лежит в основе концепции нейрореабилитации, разработанной в российской психологической школе [4; 11]. Следующий этап развития российской нейрореабилитации относится к периоду Второй мировой войны, когда, работая на Южном Урале в восстановительном госпитале для бойцов, получивших различные мозговые ранения и нуждающихся в реабилитации и возвращении к трудовой деятельности, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец и другие выдающиеся отечественные психологи разрабатывали и сразу же внедряли в практику конкретные методы восстановления когнитивных функций [14]. К этому же периоду относится и создание науки нейропсихологии, центральным понятием которой является понятие фактора — единицы психической активности (так называемое звено функциональной системы), имеющей определенный мозговой субстрат (мозговую локализацию). Концепцией, связывающей психические функции с их локализацией в коре головного мозга, является «теория системной динамической локализации функций». Под системной локализацией понимается закономерное распределение звеньев какой-либо когнитивной функции в различных участках мозга, когда локализуется не вся функция, а только ее звено, обеспечивающее определенную составляющую этой функции. Под динамической локализацией понимается наличие инвариантных и вариативных звеньев системы, позволяющей «сворачивать», автоматизировать или «разворачивать» выполнение определенной задачи [15]. Само нейропсихологическое обследование и анализ его результатов предполагают в первую очередь качественную оценку нарушенных и сохранных звеньев. Собственно говоря, именно на сохранных функциях и звеньях функциональной системы и строится процесс реабилитации по Л.С.Выготскому — А.Р.Лурии[11, 13].

Литература
  1. Ахутина Т. В., Манелис Н. Г., Пылаева Н. М., Хотыле-ва Т. Ю. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику: Метод, пособие и рабочая тетрадь. 2-е изд. М, 2006.
  2. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.
  3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
  4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М, 1956.
  5. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психологическая наука в СССР. 1959. Т. 1.
  6. Голберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация. М., 2003.
  7. Григорьева В. П., Ковязина М. С, Тхостов А. Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга: Учеб. пособие. М., 2006.
  8. Корсакова Н. К, Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 2003.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  11. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948.
  12. Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. М., 1971.
  13. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1969.
  14. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути (научная автобиография) / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 2001.
  15. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  16. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.
  17. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет: Метод, пособие и рабочая тетрадь. М., 2004.
  18. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  19. Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А. Р. Лурии. М, 1973.
  20. Храковская М. Г. Резервные способы восстановления высших психических функций у больных с афазией //1 Международная конференция памяти А. Р. Лурии: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М., 1998.
  21. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.; Воронеж. 2004.
  22. ЦветковаЛ. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972.
  23. Цветкова Л. С. Афазиология — современные проблемы и пути их решения. М.; Воронеж, 2002.
  24. Цветкова Л. С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга. М., 1972.
  25. Шкловский В. М., Визелъ Т. Г. Нейролингвистичес-кое направление в нейрореабилитации // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии. Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М, 1998.
  26. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 1972.
  27. Goldstein, К. Aftereffects of brain injury in war. N. Y. 1942.
  28. Prigatano G. P. Principles of neuropsychological rehabilitation. N. Y., 1999.
  29. Wilson B. A., Evans /., Brentnall S., Bremner S., Keohane C, & Williams H. The Oliver Zangwill Centre for Neuropsychological Rehabilitation: A partnership between health care and rehabilitation research // A.-L. Christensen & B. P. Uzzell (eds.) International handbook of neuropsychological rehabilitation. New York: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2000.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика