Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Теории социокультурно-исторического деятельностного развития в эпоху гиперглобализации 814

Коул М., доктор психологических наук, профессор, Калифорнийский университет Сан-Диего, Сан-Диего, США, lchcmike@gmail.com

Аннотация

В данной работе основное внимание уделено двум вопросам, которые представляют постоянный интерес для ученых, работающих в культурно-исторической традиции и разрабатывающих проблемы разнообразия. 1. В какой степени и при каких условиях культурное разнообразие в выполнении когнитивных задач должно рассматриваться с точки зрения иерархии развития? 2. Каким образом филогенетический («натуральный») и культурно-исторический вклады в развитие соотносятся друг с другом в формировании человеческого разнообразия? Далее я предлагаю новые направления исследований и международного сотрудничества, которые могут помочь нам достичь более глубокого понимания этих вопросов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Прошло уже 80 лет с момента появления в американском «Журнале генетической психологии» первых публикаций на английском языке А. Р. Лурии, Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. За это время идеи, предложенные этой небольшой и относительно изолированной группой психологов Советской России, распространились и были освоены разными учеными из различных стран мира.
Первые переводы основных работ Л. С. Выготского, его коллег и учеников появились в начале 1960-х гг., а к концу 1980-х гг. существовало уже много переизданий и переводов на разные языки. Огромное количество эмпирических исследований было опубликовано на многих языках, производя в данном вихре множество новых теоретических идей, споров и практических программ по оказанию социальной помощи в различных сферах жизни.
Держа в уме эти предпосылки, я определил цели своего сообщения следующим образом.
1. Рассмотреть два вопроса, которые были предметом постоянного интереса членов ISCAR, занимающихся проблемами разнообразия.
2. Определить новые направления исследований, которые могут помочь нам достичь более глубокого понимания этих вопросов.
3. Предложить новые формы сотрудничества между членами ISCAR, которые представляются как возможными, так и необходимыми в свете нынешних насущных проблем человеческого развития.

Два давних вопроса, имеющих особое значение в понимании разнообразия

Другие исследователи, возможно, предпочтут осветить другие вопросы, однако с учетом весьма жестких временных рамок я остановлюсь на вопросах, которые кажутся мне наиболее важными. Они требуют внимания членов ISCAR, занимающихся проблемами разнообразия и культурного опосредствования.
1. В какой степени и при каких условиях культурное разнообразие при выполнении когнитивных задач должно рассматриваться с точки зрения иерархии развития? В силу временных ограничений я остановлюсь, в частности, на социальном институте школьного образования. Однако этот вопрос имеет довольно общий характер.
2. Каким образом филогенетический («натуральный») и культурно-исторический вклады в развитие соотносятся друг с другом в формировании человеческого разнообразия?

Литература
  1. Amodio D. M., Devin, P. G., & Harmon-Jone E. (2008). Individual differences in the regulation of intergroup bias: The role of conflict monitoring and neural signals for control. Journal of Personality and Social Psychology. 94(1). 2008.
  2. Ardilla A., M., & Roselli, P&Rosas P. (1989). Neuro-psychological assessment in illiterates: Visuospatial and memory abilities. Brain and Cognition, 11, 147—166.
  3. Castro-Caldes A. (2003).Targeting regions of interest for the study of the illiterate brain. International Journal of Psychology. 39 (1). 5—17.
  4. Cole J., & Durham (2007). Generations And Globalization: Youth, Age, And Family in the New World Economy (Tracking Globalization). Bloomington, IN: Indiana University Press.
  5. Cole M., Gay J., Glick J. A., & Sharp D. W. (1971). The cultural context of learning and thinking. New York: Basic Books.
  6. Das J. P. & Dash U. N. (1989). Schooling, literacy, and cognitive development: A study in rural India. In, C.K. Leong & B. Randhawa (Eds.) Understanding literacy and cognition: Theory, research, and application. New York: Plenum Press.
  7. Greenberg J. & Muehlbach A. The Old World and It's New Economy: Notes on the «Third Age» in Western Europe Today. In J. Cole and D. Durham (Eds.) Jennifer Cole and Deborah. Durham. Indiana University Press, Bloomington, IN. 2006. P. 190—214.
  8. Hanakaw T., et al. (2003). Functional properties of brain areas associated with motor execution and imagery. Journal of Neurophysiology. 89(2). 989—1002.
  9. Hatano G. (1997). Commentary: Core domains of thought, innate constraints, and sociocultural contexts. In H. M. Wellman & K. Inagaki (Eds.), The emergence of core domains of thought: Children's reasoning about physical, psychological, and biological phenomena. San Francisco: Jossey-Bass. (Р. 71—78).
  10. Li S-C. (2006). Biocultural Co-Construction of Lifespan Development. In P. B. Baltes, P. A. Reuter-Lorenz, & F. Rosler, (Eds) (2006) Lifespan development and the brain: The perspective of biocultural co-constructivism. (pp. 40—57). N.Y.: Cambridge University Press.
  11. Li J., Zhang Z., Nisbett R. E. (2004) Is It Culture or Is It Language? Examination of Language Effects in Cross-Cultural Research on Categorization. Journal of Personality and Social Psychology. 87 (1). 57—65.
  12. Luria A. R. (1976). Cognitive Development: It cultural and social foundations. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  13. Matusov Е. (2008). Applying a Sociocultural Approach to Vygotskian Academia: `Our Tsar Isn't Like Yours, and Yours Isn't Like Ours'. Culture & Psychology. 14 (1). 50—35.
  14. Medin D. L., Ross N. O. & Cox D. G. (Eds.) (2006). Culture and resource conflict: Why meanings matter. N.Y., US: Russell Sage Foundation.
  15. Ostrosky-Solis F. (2004). Can literacy change brain anatomy? International Journal of Psychology. 39 (1). 1—4.
  16. Ross N., Medin D. Coley J. D. & Atran S. (2003). Cultural and experimental differences in the development of folkbiological induction. Cognitive Development. 8 (1). 25—47.
  17. Scribner S. (1977). Modes of thinking and ways of speaking. In P. N. Johnson-Laird & P. C. Wason (Eds.). Thinking: Readings in cognitive science. N. Y.: Cambridge University Press.
  18. Stanley D., Phelps E., & Banaji MJ. (2008). The neural basis of implicit attitudes. Current Directions in Psychological Science. 17 (2).
  19. Tanaka, et al (2002)Tanaka S., & Michimata C., Kaminaga T., Honda M., & Sadato N. (2002). Superior digit memory of abacus experts: an event-related functional MRI study. NeuroReport. 13 (17): 2187—2191.
  20. Tulviste P. (1999). Activity as an explanatory principle in cultural psychology. In S. Chaiklin, M. Hedegaard, & U. J. Jensen (Eds.) Activity theory and social practice. Aarhus: Aarhus University Press. (Р. 66—78).
  21. Vygotsky L. S. & Luria A. R. (1993). Studies on the history of behavior: Ape, primitive, and child. (V. I. Golod & J. E. Knox, Eds.). Hillsdale, N.J.: Erlbaum.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика