Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Эмпирическое исследование зоны ближайшего развития:операционально-техническая и мотивационная составляющие действия 999

Соколова Т.Д., аспирант кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна», психолог, сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Москва, Россия, tdsokolova@gmail.com
Тарасова И.П., психолог Управления методического обеспечения Службы практической психологии образования, Москва, Россия, tarasmatras@mail.ru
Котляр И.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, iakorepanova@gmail.com

Аннотация

В статье обсуждается возможность эмпирического исследования зоны ближайшего развития ребенка. Мы опирались на учение Д. Б. Эльконина о предметном действии. Пилотажное исследование состояло из двух частей и имело своей целью рассмотреть вопрос о том, как в пространстве ЗБР предметного действия происходит становление мотивационной и операциональной составляющих действия. В первой части обсуждались условия появления различных смыслов (мотивов) продуктивного действия у детей старшего дошкольного возраста. Показано, что различные смыслы по-разному влияют на продуктивность выполнения действия. Во второй части на примере завязывания туристических узлов детьми младшего школьного возраста обсуждался вопрос о выборе наиболее эффективного образца в зависимости от сложности выполняемого действия. В конце статьи сделан вывод, что создание пространства ЗБР предметного действия связано с воздействием на операционально-техническую и мотивационно-потребностную стороны действия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Наше исследование* состояло из двух формально независимых частей. В первой части изучались условия становления мотивационно-потребностной (смысловой) стороны предметного действия старших дошкольников, во второй — условия развития операционально-технической стороны предметного действия младших школьников. Различия в возрасте испытуемых были определены специально, это обусловлено тем, что в дошкольном возрасте в рамках ведущей деятельности — сюжетно-ролевой игры — преимущественное развитие получает мотивационно-потребностная сфера, а в младшем школьном — в учебной деятельности — преимущественное развитие получает операционально-техническая [23, с. 83]. По аналогии ситуации эмпирического исследования были спроектированы так, чтобы до определенной степени изолированно рассмотреть становление двух сторон действия — мотивационную и операционально-техническую, опираясь на особенности возраста.
Первая часть исследования состояла из двух этапов. На первом этапе, в котором приняли участие десять детей в возрасте 5—6 лет, посещающих московский детский сад, работающий по традиционной образовательной программе, были спроектированы ситуации, в которых дети готовили различные поделки под руководством взрослого. Результат предметного продуктивного действия был изначально представлен ребенку в устной форме. В экспериментальных сериях варьировались материал поделки, активность взрослого, степень сложности поделки. Такое варьирование обеспечивало возможность проследить взаимосвязь между организацией действий со стороны взрослого и действиями ребенка в процессе изготовления поделки, материалом действия и проявлением инициативности ребенка (в которой, как показано в работах Д. Б. Богоявленской, А. Н. Поддьякова и др,, проявляется субъектность ребенка). Но в этих ситуациях дети воплощали идеи и замыслы взрослого (поделки изготавливались по образцам взрослого). Поэтому на втором этапе мы наблюдали за десятью детьми 5—6 лет, посещающими художественную студию. В студии дети лепили, рисовали красками, мелками и карандашами, изготавливали витражи и т. п. Дети занимались под руководством опытных художников и психологов-ассистентов. Помощь психологов-ассистентов была направлена на поддержку и реализацию замыслов детей. Наблюдение за свободной деятельностью ребенка, лишь направляемой и поддерживаемой взрослыми, позволило зафиксировать условия становления смысловой стороны продуктивного действия.

* Исследование носит, скорее, пилотажный характер и направлено на обозначение проблемной области
Литература
  1. Балабанов И. В. Узлы. М., 2006.
  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  3. Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4.
  4. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебн. пособие для вузов. 6-е изд. М., 2006.
  5. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М., 2005.
  6. Гинзбург М. Р. О возможной интерпретации понятия «зона ближайшего развития» // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
  7. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
  8. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1995.
  9. Давыдов В. В., Зинченко В. П., Талызина Н. Ф. Проблема деятельности в работах А. Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  10. Зак А. З. Характеристика зоны ближайшего развития при диагностике рефлексии младших школьников // Научное творчество Л. С. Выготского и современность. М., 1981.
  11. Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Л. С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3.
  12. Зинченко В. П. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа психики. Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 2.
  13. Корепанова И. А. Структура и содержание зоны ближайшего развития ребенка в процессе становления предметного действия: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
  14. Кравцова Е. Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.
  15. Обухова Л. Ф. Представления о структуре предметного действия в психологии // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы развития. М., 2006.
  16. Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6.
  17. Поддьяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.
  18. Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. 1996. № 4.
  19. Тишин С. Б. Программа детско-юношеского клуба «Ювента» по туризму. М., 2000.
  20. Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
  21. Цукерман Г. А. О поддержке детской инициативы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1.
  22. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  23. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.;Воронеж, 1997.
  24. Chaiklin S. (2003). The Zone of Proximal Development in Vygotsky's Analysis of Learning and Instruction // A. Kozulin, B. Gindis, V. Ageyev, S. Miller (2003). Vygotsky's Educational Theory in Cultural Context. Cambridge: Cambridge University Press.
  25. Valsiner J., Van der Veer R. The encoding of distance: the consept of the Zone of proximal development and its interpretations // The Development and Meening of Psychological Distance. Hillsdale, NG, 1993.
  26. Verenikina I. Understanding scaffolding and the ZPD in educational researching. Proceedings of the  Joint AARE/ NZARE Conference. [viewed 13 Oct 2007] http://www.aare. edu.au/03pap/ver03682.pdf.
  27. Veresov N. (2004). Zone of proximal development (ZPD): the hidden dimension? Anna-Lena Ostern & Ria Heila-Ylikallio (Eds.). Language as culture — tensions in time and space. Vasa, ABO Akademi, Vol. 1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика