ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6445 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Теория памяти Г.К. Середы как развитие идей школы П.И.Зинченко 357

Иванова Е.Ф., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, Харьков, Украина, elena.f.ivanova@gmail.com

Аннотация

В статье описаны и проанализированы основные положения теории памяти Г. К. Середы: ее интенциональный и реконструктивные аспекты; гипотеза о футурогенной природе памяти; связь памяти с личностью и ее мотивационно-смысловыми образованиями; понимание памяти как психологического механизма организации индивидуального опыта и механизма творчества личности. Приведены данные об экспериментальном доказательстве единой природы кратковременной и долговременной памяти и их зависимости от характера деятельности; объяснения специфических эффектов памяти. Показано развитие идей и теории П. И. Зинченко в работах Г. К. Середы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Разделяя взгляды П. И. Зинченко относительно непроизвольной памяти, Г. К. Середа считал использование в обучении именно непроизвольной памяти резервом совершенствования процесса обучения. Но для актуализации этого резерва необходима специальная организация деятельности учащегося, в которой он, во-первых, активно добывает знания, а не получает их в готовом виде. И, во-вторых, реализуется психологический принцип, обеспечивающий построение такой структуры деятельности, в которой содержание, являющееся целью действия в одной задаче, входит в последующие действия как способ или часть способов их решения. То есть то, что должно быть усвоено, должно стать целью действия, а для прочности запоминания действия должны быть организованы в систему «цель — способ».

Г. К. Середа вводит понятие стратегической задачи как некой обобщенной задачи или, как он еще писал, «узловой цели» в начале деятельности [19]. Такая задача не дает готового представления о результате, а лишь очерчивает зону поиска, его направление. Общая идея должна управлять и направлять движение учащегося в материале. Она должна выступать в виде проблемы или задачи, к решению которой учащемуся следует двигаться. В начале обучения учащийся видит некий прообраз решения, идет к нему через систему2 выполняемых им действий, завершив которые, возвращается к этой стратегической задаче, но уже получив ее конкретное решение.

Стратегическая задача при этом получает конкретно-образное воплощение. А возникающий мнемический эффект, или непроизвольное запоминание, Г. К. Середа объясняет тем, «что такая обобщенная стратегическая цель, лежащая за пределами данного отдельного действия, “обязывает” удерживать продукт последнего, прежде всего, как средство осуществления последующих действий, необходимое вместе с тем и для достижения конечной цели» [20, c. 16]. Следует отметить, что уже здесь появляется, хотя и не артикулируется в явном виде, идея ориентации памяти на будущее и управления ею из будущего.

Стратегическая задача выступает в качестве познавательного и организующего мотива системы взаимосвязанных действий, придает смысл всей системе действий, обеспечивает единство мотива и цели действия и, как предполагает Г. К. Середа, поддерживает своего рода внутреннюю установку на удержание того, что «нужно будет». Г. К. Середа формулирует гипотезу о природе запоминания как процесса, механизм которого функционирует по принципу фильтра: предстоящие цели детерминируют закрепление тех результатов, которые нужны будут для дальнейшего течения деятельности [21].

Литература
  1.  Бейдер Е. И., Середа Г. К. Зависимость запоминания учебного материала от организации познавательной деятельности студентов // Вестн. Харьк. Ун-та. 1977. № 155. Психология памяти и обучения.
  2.  Боданский Ф. Г. О возможности обучения младших школьников общему (алгебраическому) способу решения задач // Вестн. Харьк. Ун-та. 1968. Вып. 1. № 30. Проблемы психологии памяти и обучения.
  3.  Бочарова С. П. Объем памяти и ценность информации // Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969.
  4.  Густяков Н. А. О возможности усвоения геометрического материала в начальной школе // Вестн. Харьк. Ун-та.1968. Вып. 1. № 30. Проблемы психологии памяти и обучения.
  5.  Житникова Л. М. Формирование способов мнемического действия у дошкольников // Вестн. Харьк. Ун-та.1968. Вып. 1. № 30. Проблемы психологии памяти и обучения.
  6.  Житникова Л. М. О некоторых особенностях мнемического действия у младших школьников // Вестн. Харьк.Ун-та. 1969. Вып. 2. № 30. Проблемы психологии памяти и обучения.
  7.  Зинченко П. И. Исследования психологии памяти //Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969.
  8.  Зинченко П. И. Исследования по психологии памяти и обучения // Вестн. Харьк. Ун-та. 1968. Вып. 1. № 30. Проблемы психологии памяти и обучения.
  9.  Зинченко П. И., Репкина Г. В. К изучению оперативной памяти // Вопросы психологии. 1964. № 6.
  10.  Ляудис В. Я. Строение процесса запоминания //Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969.
  11.  Матвеева Н. И. Формирование действий по измерению величин на начальном этапе обучения физике //Вестн. Харьк. Ун-та. 1968. Вып. 1. № 30. Проблемы психологии памяти и обучения.
  12.  Невельский П. Б. Память и мера организации материала // Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969.
  13.  Репкин В. В. Психологическая организация материала и структура учебной деятельности // Вестн. Харьк. Ун-та. 1968. Вып. 1. № 30. Проблемы психологии памяти и обучения.
  14.  Репкин В. В. Психологическая организация учебного материала и некоторые особенности его усвоения и запоминания // Вестн. Харьк. Ун-та. 1968. Вып. 1. № 30. Проблемы психологии памяти и обучения.
  15.  Репкина Г. В. Исследование оперативных единиц памяти // Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969.
  16.  Репкина Г. В. О месте оперативной памяти среди других видов памяти человека // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения:Материалы I Всесоюзного симпозиума по психологии памяти. Харьков, 1970.
  17.  Рыжкова Н. И. Кратковременное запоминание информации, предъявляемой в закодированном виде // Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969.
  18.  Рыжкова Н. И. Некоторые вопросы памяти и кодирования информации // Вопросы психологии. 1966. № 2.
  19.  Середа Г. К. Проблема памяти и обучении // Вопросы психологии. 1967. № 1.
  20.  Середа Г. К. О структуре учебной деятельности, обеспечивающей высокую продуктивность непроизвольного запоминания // Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969.
  21.  Середа Г. К. Память и обучение как теоретическая проблема // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения: Материалы I Всесоюзного симпозиума по психологии памяти. Харьков, 1970.
  22.  Середа Г. К. Непроизвольное запоминание и обучение // Вестн. Харьк. Ун-та 1968. Вып. 1. № 30. Проблемы психологии памяти и обучения.
  23. Середа Г. К., Сергеева Т. В. Организация учебно-познавательной деятельности и запоминание материала (опыт экспериментального обучения иностранному языку в техническом вузе) // Вестн. Харьк. Ун-та. 1981. Вып. 14.№209. Психология памяти и обучения.
  24.  Середа Г. К., Тюрина В. А. Организация обучения,ориентрованного на непроизвольное запоминание знаний // Вестн. Харьк. ун_та. № 209. Психология памяти и обучения. 1981. Вып. 14.
  25.  Середа Г. К. Методические рекомендации к изучению темы «Проблема воли в культурно-исторической теории» в курсе / Общая психология» для студентов 1—2 курсов биологического факультета. Харьков, 1987.
  26.  Середа Г. К., Снопик Б. И. Зависимость кратковременного запоминания от характера деятельности // Вестн.Харьк. Ун-та. 1969. Вып. 2. № 30. Проблемы психологии памяти и обучения.
  27.  Середа Г. К., Снопик Б. И. К проблеме единства механизмов кратковременной и долговременной памяти //Вопросы психологии. 1970. № 6.
  28. 28. Середа Г. К., Снопик Б. И. Слуховая кратковременная память в условиях совмещения познавательной и мнемической задач // Вестн. Харьк. Ун-та. 1970. Вып. 3. № 58.Проблемы психологии памяти и обучения.
  29.  Середа Г. К., Снопик Б. И. Про вплив способів попередньої дії на мнемічний ефект наступної дії// Вісн.
  30. Харків. Ун-ту. 1972. Вип. 5. № 76. Проблеми психології пам'яті і навчання.
  31.  Середа Г. К., Файер А. Д. Взаємовплив попередньої та наступної дії і продуктивність мимовільного короткочасного запам'ятовування матеріалу // Вісн. Харків. Ун-ту. 1974.Вип. 7. № 103. Психологія.
  32.  Середа Г. К., Соловьева Е. В. К проблеме изучения специфических эффектов памяти с позиций системно-деятельностного подхода // Вестн. Харьк. ун_та. № 200. Психология памяти и обучения. 1980. Вып. 13.
  33.  Середа Г. К. К проблеме соотношения основных видов памяти в концепции «деятельность—память—деятельность» // Вестн. Харьк. Ун-та. 1979. Вып. 12. № 187. Психология памяти и обучения.
  34.  Середа Г. К. К вопросу о соотношении основных понятий в концепции «память—деятельность» // Вестн.Харьк. ун-та. 1975. Вып. 8. № 122. Психология.
  35. Середа Г. К. Память как механизм системной организации индивидуального опыта // Вестн. Харьк. Ун-та.1982. № 224. Психология познавательных процессов.
  36.  Середа Г. К. Теоретическая модель памяти как механизма системной организации индивидуального опыта //Вестн. Харьк. Ун-та. 1984. № 253. Психология деятельности и познавательных процессов.
  37.  Середа Г. К. Развитие исследований, связанных с изучением процессов памяти в системе действий // Вестн.Харьк. ун-та. 1980. Вып. 13. № 200, Психология памяти и обучения.
  38.  Середа Г. К. Функциональная асимметрия мозга и память (факты и гипотезы) // Вестн. Харьк. Ун-та.1989.№337.
  39.  Середа Г. К. Методические рекомендации к изучению темы «Развитие психики и сознания человека» в курсе «общая психология». Харьков, 1987.
  40.  Середа Г. К. Что такое память? // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 6.
  41.  Середа Г. К. Про новий підхід до розуміння психологічної природи пам'яті // Вісн. Харків. Ун-ту. 1973. Вип.6. № 91. Психологія.
  42.  Середа Г. К. Память и личность: реабилитация или постановка проблемы // Психология в балтийских республиках: 1990: Тезисы докладов 8_й конференции психологов Балтийских республик. Вильнюс, 1990.
  43.  Середа Г. К. О значении научного вклада П. И. Зинченко в развитие психологии памяти (К 80-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1984. № 6.
  44.  Середа Г. К., Лактионов А. Н. Деятельностная парадигма и проблема памяти в трудах П. И. Зинченко (к 90-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1993. № 4.
  45.  Церковний А. О. Дослідження механізму мнемічних процесів в міжкульовій взаємодії: Авторефератна здобуття наукового ступеня канд. псих. наук. Харків, 1995.
  46.  Kafka J. S. Multiple Realities in Clinical Practice. New Haven and London, 1989.
  47.  Longuet-Higgins H. C. Theories of associative recall //Quarterly Review of Biophysics. 1970. V. 3.
По этой теме ищут:

Гиппенрейтер Ю.Б. Психология памяти.

 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика